Развиваем

Основные модели образования, ориентированные на развитие универсальных компетентностей и новых грамотностей

Помогаем

В создании и организации деятельности профессиональных обучающихся сообществ учителей-предметников

Исследуем

Отечественные и зарубежные практики учения и обучения (learning and teaching) в прошлом и настоящем

Проектируем

Дидактические основы, методики и технологии обучения школьников, учебно-методическое обеспечение современного учебного процесса в системе общего образования

 



Тематическая карта наших исследований

  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРРИКУЛУМА

    История и теория содержания образования, теории обучения, философия образования

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВЫЕ ГРАМОТНОСТИ

    Разработка матриц компетенций, способы их формирования и формирующего оценивания, внедрение практик их развития в образовательной организации

  • РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

    Верхнеуровневые фундаментальные понятия («большие идеи»), система предметных умений, отдельные уроки и задания

Направления экспертизы и консалтинга

Консультируем

Учителей, некоммерческие и бизнес-организации по вопросам составления карты компетентностей и внедрения практик их развития

Сопровождаем

Учительские сообщества по вопросам развития универсальных компетентностей и внедрения практик формирующего оценивания с помощью технологии «исследование урока»

Помогаем внедрять

Цифровые устройства для развития универсальных компетентностей

Проектируем

Графы предметных и метапредметных умений — сложные иерархические системы, позволяющие формировать и оценивать область знания

Разрабатываем

Учебные программы по различным школьным предметам с выделением фундаментальных понятий («больших идей»), привлекая предметных экспертов

Выполняем экспертизу

Образовательных программ, направленных на развитие универсальных компетентностей и видов новой грамотности

Инструменты для отслеживания степени освоения предмета

Матрицы предметных результатов по русскому языку и математике в начальной школе

Разработка комплексных иерархий предметных результатов, которые помогают оценивать степень освоения предмета на цифровой платформе Яндекс.Учебника

 

Матрица универсальных компетентностей для взрослых

Разработка матрицы универсальных компетентностей, таких как критическое и креативное мышление, саморегуляция, взаимодействие с другими, которую можно использовать для внутрикорпоративного обучения и ассессмента

Наши исследовательские проекты

История куррикулума в текстах и образах

Анализируем основные тенденции изменения как школьных, так и внешкольных куррикулумов, а также особенности их визуального оформления. Куррикулум рассматривается не только как образовательный документ, но и как культурный продукт, отражающий ценности и приоритеты своей эпохи — документ, который в определённый момент получает «право на распространение» или, напротив, утрачивает его. Создание оптимального учебного плана оказывается невозможным без обращения к историческому опыту формирования содержания образования. В рамках проекта разрабатывается серия «История куррикулума», объединяющая монографиии, посвящённые феноменам ученичества и наставничества в разные исторические периоды.

Сотрудничество с регионами

Проект направлен на исследование российского и международного опыта оценки человеческого потенциала в экстремальных условиях, изучение потребностей работодателей Камчатского края через интервью и фокус-группы, разработку и апробацию модели компетенций выпускника-первооткрывателя КамГУ, включая паспорт компетенций, инструменты оценки, мониторинг сформированности компетенций у студентов, анализ учебных планов, создание программ ДПО для преподавателей и студентов, а также организацию научно-образовательных школ и экспедиций.

Искусственный интеллект в образовании

Согласно существующим исследованиям, одним из наиболее эффективных педагогических инструментов для развития критического мышления является сократический диалог – форма беседы, в которой учитель помогает ученику прийти к знанию с помощью наводящих вопросов. В исследовании мы выясняем, сохранятся ли положительные эффекты сократического диалога, если роль учителя выполняет специально обученный чат-бот на основе генеративного искусственного интеллекта.

Правовая и финансовая грамотность в школе

Прикладной исследовательский проект в школах Камчатского края. Проект нацелен на повышение эффективности общего образования в Камчатском крае как социально-профессионального лифта. Его цель – помочь подросткам осознанно выбрать профессию и образовательную траекторию. Выпускники школ получат навыки для реализации своего потенциала в экономике региона и увеличат шансы на успех. Для этого мы обучаем педагогов тому, как можно развивать правовую и финансовую грамотность на уроках. Правовая и финансовая грамотность в школах нужны для того, чтобы учащиеся могли более обоснованно принимать решения о своём будущем внутри региона.

Исследование обратной связи

Исследуем феномен обратной связи в образовательном процессе, в первую очередь – ту её форму, которую педагог адресует учащимся. Такая обратная связь опирается на научно обоснованные принципы: определяются оптимальные условия её предоставления – когда, как и кому давать комментарии, какие элементы включать, а какие исключать, а также как структурировать обратную связь в зависимости от образовательных целей. Особое внимание уделяется актуальным вопросам мировой исследовательской повестки в данной области: какие качества необходимы педагогу и обучающемуся для того, чтобы процесс передачи и восприятия обратной связи был эффективным и приводил к ожидаемым результатам обучения.

Исследование городской грамотности школьников города Москвы

Совместно с Центром психометрики и измерений в образовании разработан инструмент для оценки городской грамотности подростков. Городская грамотность включает такие ключевые компоненты, как просоциальная вовлечённость, приверженность здоровому образу жизни, способность к межкультурному взаимодействию, использование цифровых технологий, локальная осознанность и ориентация в городском пространстве. Разработанный инструмент предлагает комплексный подход к оценке этих аспектов через систему аутентичных заданий сценарного типа.

Проект реализуется в рамках государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)» при поддержке гранта Российского научного фонда № 18-78-10001-П («Образовательное пространство и антропопрактики античного и современного города», руководитель — В.К. Пичугина).

Наши прикладные проекты

Заказать проект: AMikhailova@hse.ru

Формирование компетенций 4К на материале школьных дисциплин

Разработана модель урока, формирующего креативность, критическое мышление, коммуникацию, кооперацию на предметном материале. Проходя специальный тренинг, учителя проектируют уроки по данной модели. Лаборатория сопровождает внедрение подобных занятий по модели «исследование урока».

Большие идеи для содержания образования

Создана система больших идей — ключевых утверждений, порождающих учебное содержание — и спроектированы на их основе интегративные обучающие модули. Работа охватывает две предметные области: обществознание, география и история; математика и информатика. Заказчик проекта — «Платформа новой школы» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Интерактивные модули по истории для 5 класса

Путешествуя по Древнему Риму вместе с Цицероном, учащиеся узнают о римской культуре и быте. Выполняют упражнения в игровой форме, например возводят акведук или выбирают одеяние для римлянина в соответствии с его статусом. Проект реализуется совместно с Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании, Лабораторией геймификации Сбербанка.

Модули персона­лизи­рованного обучения по истории и общество­знанию для 5-9 классов

Учащиеся самостоятельно определяют цели, траектории и темп своего обучения. Возможность выполнять небольшие проекты и исследования как самостоятельно, так и в классе. Модули разработаны для «Платформы новой школы».

Системы предметных умений для начальной школы

Разработка иерархии тегов, которые помогают осваивать русский язык и математику на платформе Яндекс.Учебник. Создана возможность автоматически определять слабые места в процессе обучения, и подбирать релевантные упражнения для закрепления материала. Например, если ученик неправильно выделяет в слове корень, система предложит ему задания на подбор однокоренных слов

Курс «Управление профессиональным развитием коллектива школы» для Яндекс.Учителя

Цель курса — показать формы профессионального развития школьных команд на рабочем месте. В том числе — внедрение и изучение новой методики, работа с успеваемостью учащихся, изучение способов управления классом. В курсе описана методика такого профессионального развития, и показаны кейсы применения этой методики в Якутии и Московской области.

Курс по развитию универсальных компетентностей для взрослых

На основе матрицы универсальных компетентностей разработан курс по решению задач (problem-solving), с которыми можно столкнуться на работе и в быту. Люди учатся придумывать релевантные решения экологических проблем или проблем, связанных с управлением подчиненными, и продумывают, как их реализовать.

 

Образовательные программы с участием экспертов лаборатории

Помогает школьным учителям овладеть развитием универсальных компетенций

6 недель, онлайн-курс

Подробнее

Помогает дипломированным специалистам сделать первый шаг к карьере педагога

2 года, очная магистратура

Подробнее

Позволяет осуществлять исследовательскую и профессиональную деятельность с опорой на педагогический опыт прошлого

5 недель, онлайн-курс

Подробнее