Анализируем
исследования об эффективности современных теорий и методик преподавания, в том числе — в цифровой среде
Проектируем
дисциплины и образовательные программы в онлайн, смешанном и гибридном форматах, используя модели педагогического дизайна
Создаем
методические решения в области педагогического дизайна программ и дисциплин для цифровой и смешанной сред обучения
Объединяем
исследования, разработки, аналитику и экспертизу для повышения качества преподавания
Наши проекты
Дизайн и редизайн учебных курсов
Цифровые решения для повышения качества преподавания
Исследования и аналитика
Онлайн-курсы и КПК от сотрудников Центра
Наша команда
Директор центра
Общая координация работы Центра; развитие академических навыков в вузе; применение моделей педагогического дизайна для проектирования программ и дисциплин
Ведущий эксперт
Изучение исследовательской повестки развития педагогического дизайна и консультирование по использованию его инструментов для проектирования образовательных продуктов
Ведущий эксперт
Аналитик, аспирант
Эксперт
Эксперт, аспирант
Аналитик
Аналитик
Аналитик
Аналитик
Публикации
-
Книга
Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 9 класс. Лексика и грамматика. Сборник упражнений
Пособие предназначено для учащихся, изучающих немецкий язык как
второй иностранный с 5 класса, и необходимо для тренировки, расширения
и применения в коммуникативных ситуациях учебного материала учебника
и рабочей тетради. Упражнения, основанные на лексике и грамматике УМК,
углубляют и дополняют его содержание. Задания содержат достаточное
количество материала для запоминания основных грамматических
форм и выработки навыков их применения. Пособие позволит учащимся
систематизировать и закрепить учебный грамматический и лексический
материал, правила использования тех явлений, которые составляют объекты
контроля за 9 класс, а также отработать необходимые языковые навыки и
коммуникативные умения. Пособие можно использовать как для работы
в классе, так и для самостоятельной подготовки учащихся к текущим
контрольным работам.
М.: Просвещение, 2025.
-
Статья
Шкала оценки идеального партнера (IPRS): перевод, адаптация и валидация для русской культуры
Контекст и актуальность. Современные демографические изменения и растущая осведомленность людей о сложностях совместной жизни делают выбор партнера более осознанным и требовательным процессом. В условиях культурных различий и необходимости межкультурных сравнений важно адаптировать инструменты, такие как шкала IPRS, для изучения предпочтений в романтических отношениях в российском контексте.
Цель. Адаптация русскоязычной версии шкалы оценки идеального партнера и отношений (IPRS), разработанной Дж. Флетчером и коллегами, с последующей верификацией ее психометрических свойств (надежности и валидности) в российском культурном контексте.
Гипотеза. Предполагается, что русскоязычная адаптация шкалы IPRS продемонстрирует структурное соответствие оригинальной англоязычной версии опросника.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 709 людей в возрасте от 16 до 63 лет, преимущественно студенты и выпускники вузов, из которых 60% составили женщины. Анализ структуры опросника проводился посредством реализации исследовательского и конфирматорного факторных анализов. Надежность опросника проверялась с помощью показателей α Кронбаха и ω МакДональда. Обработка и анализ данных производились в статистической среде RStudio (R v1.1.456) и JASP 0.19.3.
Результаты. Результаты исследования продемонстрировали, что русскоязычная адаптация модифицированной версии шкалы оценки идеального партнера соответствует эмпирическим данным латвийской и колумбийской выборок. Однако, несмотря на высокие психометрические показатели исходной модели, были внесены коррективы: исключена шкала «Хорошее чувство юмора» из-за низкой факторной нагрузки и учтены содержательно обоснованные ковариации ошибок между пунктами.
Выводы. Исследование показало, что, хотя базовые параметры идеального партнера демонстрируют межкультурное сходство, требуется модификация диагностического инструментария с учетом культурных особенностей. В дальнейших исследованиях целесообразно сосредоточиться на детальном анализе воздействия социально-демографических переменных на формирование идеала партнера, а также на создании методических рекомендаций для применения данного подхода в консультационной работе.
Социальная психология и общество. 2025. Т. 16. № 3. С. 219-238.
-
Глава в книге
Контакты
Методическая поддержка дисциплин общего цикла НИУ ВШЭ
Цель и применение
Мы дорабатываем и развиваем существующие и новые дисциплины общего цикла (ДОЦ), чтобы удовлетворить образовательные потребности студентов с разным академическим бэкграундом.
Направления редизайна
- Корректировка образовательных результатов и содержания обучения для программ по различным направлениям подготовки
- Создание новых, вовлекающих форм совместной работы в разных средах обучения
- Обновление элементов контроля и системы оценивания по дисциплинам
Координатор проекта
Екатерина Андреевна Пестрикова, эксперт Центра
eapestrikova@hse.ru
Проектирование курсов по повышению квалификации в сфере педагогического дизайна для преподавателей высшей школы
Миссия
Наши эксперты регулярно разрабатывают и проводят курсы повышения квалификации в сфере педагогического дизайна. Мы делаем особый упор на особенностях применения модель педагогического дизайна в цифровой и смешанной средах, а также на работе с цифровыми инструментами.
Актуальные курсы:
- Педагогический дизайн в смешанном обучении: рецепт успеха
- Педагогический дизайн в высшем образовании с учетом требований цифровой среды
- Smart LMS: сопровождение ДОЦ
- Smart LMS для проектирования и реализации дисциплины
Проектирование курсов по использованию ИКТ в высшем образовании
Цель курсов
Мы готовим курсы для преподавателей вузов о том, как эффективно использовать цифровые инструменты и искуственный интеллект в высшем образовании.
Координаторы проекта
Агаджанян Ангелина Геннадьевна, аналитик Центра
agagadjanyan@hse.ru
Стремилова Екатерина Константиновна, аналитик Центра
estremilova@hse.ru
Интеллектуальный помощник для преподавателя при проектировании программы учебной дисциплины
Цель проекта
Мы создаём инновационный цифровой продукт, который снимет трудности, возникающие у преподавателей при заполнении ПУД, и сделает этот процесс удобнее и понятнее.
Мы пока в начале пути. Впереди нас ждут:
- Анализ опыта использования преподавателями Конструктора ПУД 2.0
- Сбор базы образовательных результатов, сформированных в Конструкторе, и их систематизация
- Выстраивание «помогатора» для работы с Конструктором на основе глаголов, используемых с целью формулировок планируемых образовательных результатов
Координатор проекта
Елена Владимировна Люкина, ведущий эксперт Центра
elioukina@hse.ru
Чек-лист по оформлению документов для открытия новой образовательной программы
Кому и как пригодится проект
Мы хотим упростить процесс создания новых ОП для будущих академических руководителей, для персонала факультета, оформляющего пакет документов, а также для экспертов, оценивающих готовность программы к открытию.
Что можно оценить с помощью чек-листа:
- Качество пояснительной записки
- Готовность комплекта основных документов
- Необходимость подготовки дополнительных/рекомендованных документов
Координатор проекта
Мадина Асатуллоевна Давлатова, эксперт Центра
mdavlatova@hse.ru
Дашборд по образовательным программам
Кому и как пригодится проект
В НИУ ВШЭ собирается значительное число данных об учебном процессе: оценки и комментарии Студенческой оценки преподавания, показатели активности на цифровых платформах, данные Конструктора ПУД 2.0 и другие. Наш проект призван создать единый инструмент визуализации этих данных для того, чтобы иметь быстрый инструмент диагностики программы, удобно отслеживать нагрузку студентов, выделять направления для развития ОП.
Координатор проекта
Елена Владимировна Люкина, ведущий эксперт Центра
elioukina@hse.ru
Анализ международного опыта по методическому сопровождению преподавания в высшей школе
Цель исследования
Мы хотим сформировать свод лучших практик преподавания в цифровой и смешанной среде и понять, какие из них стоит использовать в Вышке.
Направления анализа:
- Эффективные модели обучения и проектирования образовательного опыта
- Оценка успешности различных методик обучения в высшем образовании в целом
- Особый упор — на поиске моделей проектирования обучения в цифровой и смешанной среде
Координатор проекта
Елена Владимировна Чернобай, ведущий эксперт Центра
echernobaj@hse.ru
Сбор и классификация инновационных техник и лучших практик преподавания в НИУ ВШЭ
Суть исследования
Мы анализируем архив Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ и хотим создать на его основе мощный инструмент для развития методических навыков преподавателей.
Ключевые задачи:
- Создание базы данных ФОИ, классификация категорий и описание карточек для лучших практик преподавания
- Выстраивание поисковой системы на основе выделенных типов инноваций
- Создание входного шаблона для участников ФОИ
Координатор проекта
Елена Владимировна Люкина, ведущий эксперт Центра
elioukina@hse.ru
Экспертиза и оценка качества цифровых сервисов для преподавателей НИУ ВШЭ
Какие сервисы мы оцениваем
Мы исследуем опыт использования двух важнейших сервисов для цифрового обучения в НИУ ВШЭ — Конструктор ПУД 2.0 и SmartLMS — и предлагаем улучшения, чтобы упростить опыт для преподавателей и активнее вовлечь студентов.
А ещё мы создаём курсы по эффективной работе с сервисами:
- Smart LMS: сопровождение ДОЦ
- Smart LMS для проектирования и реализации дисциплины
Координатор проекта
Екатерина Андреевна Пестрикова, эксперт Центра
eapestrikova@hse.ru