16 июня состоялся круглый стол: "Реализация права на образование для обучающихся, имеющих проблемы с дисциплиной, и других участников школьного сообщества: правовые и организационные проблемы" в рамках очередного совместного заседания Института образования ВШЭ и МГППУ «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление».
Нарушения поведения (девиации) рассматриваются как один из распространенных вариантов проявления трудностей в обучении школьников. Их изучение, обсуждение, поиск средств профилактики и коррекции традиционно представляет интерес для педагогического сообщества в контексте задач обеспечения качества образовательных результатов и субъективного благополучия учащихся. При таком подходе, как правило, в центре внимания оказываются права и интересы тех учащихся, кто демонстрирует отклоняющееся поведение. Однако сегодня проблемы поведения учащихся вызывают все большее беспокойство в обществе и становятся предметом дискуссий в широком контексте реализации права на образование всех участников образовательных отношений, баланса ответственности школы и семьи. В рамках круглого стола были обсуждены следующие темы и вопросы:Система помощи обучающимся с проблемами поведения, их семьям: возможности и эффективность работы. Школьная служба примирения как ресурс для профилактики конфликтов и конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса. Роль КДН, органов опеки и попечительства, ПМПК, центров помощи семье и детям в профилактике и коррекции проблем поведения учащихся, оптимальные варианты их взаимодействия со школой, семьей, между собой. Публичные системы помощи - позиционированы ли они в общественном сознании как варианты помощи, или как "карательная" система наказаний и ярлыков? Образовательные эффекты и правовые последствия нарушения дисциплины для обучающегося и членов его класса, группы. «Учиться», «соблюдать дисциплину»: обязанность или общее пожелание для обучающегося? Российский вариант правового регулирования баланса ответственности семьи и школы в ситуациях проблем с поведением учащихся. Границы и возможности реагирования педагога и школы на нарушения дисциплины для эффективного обеспечения прав учащихся. Как может быть выстроено взаимодействие с родителями (законными представителями) членов класса, группы нарушителя, которые отстаивают права и интересы своих детей?
Об этом на круглом столе с докладами выступили:
- Вавилова Анна Александровна, Ведущий эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании Институт образования, кандидат юридических наук.
- Путинцева Наталья Владимировна, психолог, координатор направления "Восстановительные технологии" проекта "Экосистема детства" Факультета юридической психологии МГППУ и Федерации психологов образования России.
- Шевченко Марианна Евгеньевна, директор по развитию Национальной родительской ассоциации.
С записью видео мероприятия Вы сможете ознакомиться