Образование будущего по-БРИКС: как разнообразие становится драйвером развития

Центр общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского выступил ключевым координатором и куратором международного аналитического доклада «Трансформация общего образования в странах БРИКС», выпущенного Экспертным советом БРИКС — Россия совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ.
Работа над докладом стартовала на мероприятии гражданского форума, куда были приглашены ведущие специалисты по школьному образованию стран объединения, включая профессора Geovana Mendonça Lunardi Mendes (Государственный университет Санта-Катарины, Бразилия), профессора Vandana Saxena (Университет Дели, Индия), профессор Zhuolin Feng (Шанхайский университет Цзяо Тун, Китай) и профессор Liesel Ebersöhn (Университет Претории, ЮАР).
От ЦОДО в работе группы над доклад приняли участие Сергей Косарецкий, Иван Иванов, Илья Денисенко, Константин Анчиков, Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова.
В рамках июльской встречи в 2024 г. были сформированы первые наброски структуры доклада и тематические направления, наиболее ярко характеризующие текущее положение систем общего образования стран БРИКС. ЦОДО взял на себя содержательное кураторство проекта — от разработки методологии до синтеза результатов.
Несмотря на культурные, исторические и экономические различия, все страны БРИКС сталкиваются с общими задачами: обеспечением равного доступа к образованию, цифровой интеграцией, инклюзией, поддержкой языкового многообразия и межкультурного диалога. Одновременно каждая страна адаптирует решения с учётом национальных особенностей. Эти различия не ослабляют, а напротив — укрепляют потенциал развития: разнообразие становится драйвером устойчивых и адаптивных образовательных моделей. Страны БРИКС демонстрируют, что обмен опытом и практиками — мощный инструмент коллективного прогресса и формирования образовательных стратегий, релевантных для широкого круга стран.
Публикация этого доклада стала важным шагом в развитии международного экспертного сотрудничества. Для нас и Института образования это возможность не только представить российскую исследовательскую школу в глобальной повестке, но и содействовать обмену опытом, который помогает странам БРИКС находить решения общих вызовов и вырабатывать стратегии устойчивого развития образования.
Полный текст доклада доступен на сайте ВШЭ: https://publications.hse.ru/en/books/1073122469
