Лаборатория образовательного права

Улучшаем

законодательство об образовании

Разрабатываем

новые решения для системы образования

Делаем

образовательное право понятным для всех

Формируем

культуру качества в образовании

Темы наших исследований

  • Совершенствование законодательства и устранение барьеров
  • Международные и сравнительные исследования в области образования
  • Права и обязанности участников образовательных отношений
  • Внутренняя оценка качества образования
  • Контроль и надзор в сфере образования
  • Подотчетность в образовании
  • Многоуровневое управление образованием
  • Регулирование содержания образования
  • Финансирование образования

Команда

Янкевич Семён Васильевич

Государственная политика, контроль и надзор в сфере образования; финансирование образования и науки; сетевая форма; кадровая политика,
syankevich@hse.ru

Княгинина Надежда Владимировна

Качество образования; права и обязанности участников образовательных отношений; кадры в образовании; содержание образования,
nknyaginina@hse.ru

Пучков Евгений Вадимович

Международное сотрудничество; зарубежные сравнительные исследования; студенческое самоуправление; молодежная политика,
epuchkov@hse.ru

Бальжинимаева Виолетта Валерьевна

Региональное законодательство, локальные нормативные акты; разработка образовательных программ; образовательные мероприятия,
vbalzhinimaeva@hse.ru

Экспертиза и консалтинг



  • Правовое консультирование и экспертиза
  • Разработка проектов законов и подзаконных актов
  • Разработка и правовое сопровождение управленческих решений
  • Подготовка методических рекомендаций и обучающих материалов
  • Экспертная поддержка создания и работы внутренних систем оценки качества
  • Обучение управленческих команд

Наши исследовательские проекты

Образовательные программы с участием экспертов лаборатории

Программа направлена на подготовку юристов, обладающих солидной базой теоретических знаний и прикладных навыков
5 лет, очно

Подробнее

Помогает увидеть образование как систему и разобраться в тонкостях управления в этой сфере
2,5 года, очно-заочно

Подробнее

Здесь учат вырабатывать обоснованные решения на основании современных теорий социологии, психологии, философии и экономики
2 года, очно

Подробнее

Программа готовит специалистов по языковой политике – анализу и разработке стратегий взаимодействия этнокультурных сообществ, тех, кто мог бы управлять строительством «Вавилонской башни»
2 года, очно

Подробнее

Помогает работающим преподавателям повысить категорию учителя-предметника, получить квалификацию учителя-методиста и продвинуться по карьерной лестнице
2,5 года, очно-заочно

Подробнее

Программы дополнительного профессионального образования

Образовательное право в школе

Мы доступно объясним, как юридически корректно организовать работу образовательных организаций, научим использовать законодательство для достижения целевых показателей, покажем как работать с помощью правовых инструментов с кадрами, обучающимися и родителями, разрешать и предотвращать конфликты, возникающие в образовательном процессе

Онлайн-курсы

Публикации

  • Один день российского школьника. Что он делает до школы, в школе и после уроков?

    Как устроен обычный день среднестатистического российского школьника? О том, чем он занят в учебные часы, нам помогают составить представление школьная программа, расписание и даже СанПиН. Но чем он занимается до и после уроков, какая внеучебная активность присутствует в его жизни? В докладе представлена картина обычного дня российского школьника. Исследование основано на данных, полученных при опросе 803 обучающихся, 981 родителя и 128 школьных учителей. В докладе описывается, как и зачем исследуются бюджеты времени детей, как могут использоваться такие данные и какие методологические особенности для их сбора существуют. Результаты опроса изложены в четырех основных разделах, отражающих структуру дня школьника: «Чем занят ребенок до начала уроков», «Учебный день в школе», «Помимо уроков», «После школьных уроков». Анализ распределения времени школьников включает несколько дополнительных сюжетов: обсуждение веса портфеля и сложностей с освоением отдельных предметов. Они напрямую не связаны с распределением времени, но позволяют добавить несколько важных штрихов к тому контексту, в котором это время проводится детьми.

    Вып. 3 (77). М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024.

  • Образование фирм-однодневок: проблемы уголовно-правовой квалификации

    Статья посвящена рассмотрению проблем квалификации преступлений, связанных с образованием фирм-однодневок, в том числе рассматриваются актуальные для судебной практики вопросы, касающиеся содержания объективной стороны незаконного образования юридического лица, включающей действия «классических» организаторов и пособников, разграничения незаконного образования юридического лица и незаконного использования документов для образования юридического лица в контексте действий подставных лиц, разграничения незаконного образования юридического лица и фальсификации единого государственного реестра юридических лиц.

    Уголовное право. 2024. № 2(162). С. 35-47.

  • Глава в книге

    Морозов Д. А., Пучков Е. В.

    Аналитический обзор практики защиты прав студентов на примере опыта Высшей школы экономики

    Защита прав студентов – одна из задач органов студенческого представительства. Пределы защиты этих прав значительно отличаются в зависимости от структуры самоуправления и предоставленных им полномочий. В данной работе исследуется опыт университета с особой структурой органов самоуправления – в ВШЭ существует Уполномоченный по правам студентов, в чьи задачи входит защита прав студентов и медиация конфликтов между студентами. В статье представлен анализ статистики обращений студентов к Уполномоченному с января 2020 г. по октябрь 2022 г., описаны практики защиты их прав.

    В кн.: Молодежь в новой реальности. Материалы I Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. М.: ЭйПиСиПаблишинг, 2022. С. 29-33.

  • Препринт

    Jankiewicz S., Knyaginina N.

    The Language of the Republic at School: Who Decides?

    Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. No. WP BRP 83/LAW/2018.

Все публикации