Почему российские школьники отстают по физике, химии и биологии

Последнее исследование наших коллег: как результаты учащихся связаны с  образовательной политикой и практикой.

Российские школьники на уроке химии

Российские школьники на уроке химии
Ксения Адамович

Одна из проблем российской школы состоит в том, что наши ученики в целом неплохо знают школьную программу, но испытывают сложности с применением этих знаний в жизни. Это показывают результаты международных исследований TIMSS и PISA: если первое направлено больше на оценку теоретического владения материалом, то во втором сделан упор на использование этих знаний в повседневной практике. Особенно эта разница видна на примере естественных наук: в TIMSS результаты учащихся растут, тогда как в PISA российские школьники не показывают значимого прогресса.

 

 

Другая проблема состоит в том, что почти пятая часть школьников не владеет даже базовым уровнем грамотности в естественных науках и только 4 процента обладают высоким уровнем грамотности. При этом на протяжении всех лет наблюдается неравенство результатов в зависимости от культурного капитала семьи учеников и размера населенного пункта.  Например, по данным PISA-2015 среди учеников, матери которых не имеют высшего образования, низкий уровень грамотности показали 22,4 процента, а высокий - 1,6 процента. Среди учеников, матери которых имеют высшее образование, - 13,5 процента и 4,4 процента, соответственно.


Баллы PISA принято разделять на 6 уровней грамотности. Достижение базового (второго) уровня говорит о сформированности минимальных необходимых для жизни в современном обществе навыков. В PISA по естествознанию второй уровень означает умение распознать задачу, решаемую с помощью простого эксперимента, и использовать базовые или повседневные естественнонаучные знания для ее решения. Учащиеся, не достигшие этого уровня грамотности, не владеют начальными навыками работы с информацией и будут сталкиваться с трудностями в дальнейшей учебе или работе.

Высоким уровнем грамотности считается пятый. Этот уровень подразумевает умение работать в новых, ранее неизвестных учащемуся ситуациях, предполагает развитые навыки анализа и способность к прогнозированию. Например, чтобы достичь пятого уровня грамотности по естествознанию, ученики должны использовать абстрактные естественнонаучные идеи для объяснения незнакомых сложных явлений и для установления причинно-следственных связей. На этом уровне ученики могут оценивать информацию с теоретической точки зрения, видеть ограничения при интерпретации данных и обосновывать свой выбор, используя научные знания. Такие учащиеся могут продолжить обучение в селективном вузе и в будущем занять наукоемкие рабочие места, необходимые современной экономике.

Специалисты МЛАОП провели исследование и проанализировали мнения экспертов в образовании о возможных причинах таких результатов российских школьников по естественным наукам.

Одна из возможных причин стагнации результатов — это излишне теоретическое преподавание естественно-научных дисциплин. Опрошенные эксперты связывают надежды на улучшение ситуации с недавно введенными Федеральными государственными образовательными стандартами, но оговариваются, что изменение примерных программ по данным предметам идет очень медленно. В итоге программы и учебники практически не содержат исследовательского и экспериментального компонентов.

Другая возможная причина - сокращение количества часов, отведенных на изучение естественнонаучных предметов в школе. При том, что содержание самих программ и учебников практически не изменилось, а времени на них стало отводиться меньше, сложно требовать от учащихся выдающихся результатов.

Однако устарела не только школьная программа, но и программа подготовки педагогов и сами методики преподавания.

 

Наведите курсор на интересующее изображение

Именно в предметах естественно-научного цикла огромный потенциал имеют современные методы внешкольного обучения, но они совершенно не применяются. По таким предметам, как биология, география, можно проводить выездные уроки, полевые работы, экскурсии, реальные наблюдения. Для химии и физики многие музеи и научные организации готовы предложить учебные модули. Однако эти возможности практически не используются. Как отмечают эксперты, учителя не готовы преподавать современное естествознание. Экспериментальная деятельность учащихся невозможна без соответствующей квалификации и навыков педагогов.

На результатах учащихся по естествознанию могло бы положительно отразиться введение инструментов внешней оценки, а именно ЕГЭ и ОГЭ. Но химия, биология и география не пользуются большим спросом в качестве экзаменов по выбору. А это значит, что к заданиям повышенной сложности по этим предметам готовится не так много учащихся. Соответственно, у учителей тоже нет особой мотивации готовить учеников к таким заданиям.

 

Вторую часть исследования - о том, почему результаты "слабых" учеников растут, а "сильных" нет - можно прочитать здесь.