• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект «Зеркальные лаборатории»

«Оценка и развитие человеческого потенциала в регионах со сложными природно-климатическими и географическими условиями удаленных территорий»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью сокращения разрыва между потребностями рынка труда в регионах со сложными географическими и природно-климатическими условиями и компетенциями выпускников вузов на примере Камчатского Государственного Университета им. Витуса Беринга (КамГУ) – ведущего поставщика высококвалифицированных кадров для экономики региона. Это, в свою очередь, позволит повысить социальную стабильность в регионе. Согласно программе развития КамГУ, составленной в рамках проекта “Приоритет 2030”, одной из долгосрочных целей университета является создание и внедрения в учебный процесс системы развития “компетенций первооткрывателя” – совокупности знаний, навыков и установок, способствующих благополучию и устойчивому развитию человеческого потенциала выпускников в сложных природно-климатических и географических условиях удаленных территорий.

 

Сроки реализации проекта: 2023-2025

Цель проекта

Разработка и внедрение модели компетенций выпускника вуза, находящегося в регионе со сложными географическими и природно-климатическими условиями, выстроенной, с одной стороны, с учетом особенностей регионального контекста, запроса работодателей региона и образовательных программ университета, а с другой – с опорой на существующие теоретические и методологические разработки в области измерения и моделирования компетенций в высшем образовании в экстремальных природно-климатических и географических условиях удаленных территорий. 

 

Задачи проекта

  • провести исследование российского и международного опыта формирования и оценивания человеческого потенциала в  регионах с экстремальными природно-географическими и климатическими условиями;

  • изучить потребности работодателей региона в специалистах, обладающих компетентностями, обеспечивающими эффективность профессиональной деятельности в экстремальных условиях жизнедеятельности Камчатского края с помощью интервью и фокус-групп с работодателями; 

  • на основе анализа результатов фокус групп и международного опыта изучения компетенций в высшем образовании разработать модель компетенций выпускника-первооткрывателя КамГУ им. Витуса Беринга;

  • разработать паспорт компетенций, связывающий профиль компетенций с образовательными программами вуза; 

  • создать и апробировать инструменты  оценки компетенций выпускника КамГУ им. Витуса Беринга; 

  • организовать и провести два этапа мониторинга сформированности компетенций у студентов КамГУ им. Витуса Беринга;

  • выполнить анализ учебных планов, выделить дисциплины, потенциально способствующие формированию компетенций;

  • разработать программы ДПО для профессорско-преподавательского состава КамГУ для внедрения новых систем оценивания и формирования компетенций студентов;

  • разработать программы ДПО для студентов с целью развития компетенций в соответствии с моделью компетенций выпускника-первооткрывателя; 

  • организовать научно-образовательные школы и школы-экспедиции.

Результат проекта

эмпирически верифицированная модель “компетенций выпускника-первооткрывателя” вуза, находящегося в регионе со сложными географическими и природно-климатическими условиями, на примере КамГу, снабженная инструментами их развития и оценивания.

Исследование проводилось в рамках работы Зеркальной лаборатории 2024–2025 годов и охватило более 600 обучающихся очной и заочной формы.
28 октября
В Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга завершилась программа дополнительного профессионального образования для преподавателей «Проектирование образовательного опыта для развития компетенций первооткрывателя». Программа разработана сотрудниками ЛПСО в рамках работы Зеркальной лаборатории «Оценка и развитие человеческого потенциала в регионах со сложными природно-климатическими и географическими условиями удаленных территорий»https://ioe.hse.ru/monitoring/pulhiedassessment/zlkamgu
28 октября
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» представили результаты совместного исследования компетенций, необходимых для успешной работы в регионах со сложными природно-климатическими условиями. 
6 декабря, 2024 г.
«Лаборатория исследования региональных проблем системы образования Камчатского края» Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга совместно с Проектно-учебной лабораторией «Моделирование и оценка компетенций в высшем образовании» (Центр психометрики и измерений в образовании Института образования) НИУ ВШЭ представили результаты совместной исследовательской деятельности в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» «Оценка и развитие человеческого потенциала в регионах со сложными природно-климатическими и географическими условиями удаленных территорий».
15 ноября, 2024 г.
Преподаватели Высшей школы экономики провели обучающую программу для коллег из КамГУ им. Витуса Беринга в рамках работы Зеркальной лаборатории. Курс «Активные методы обучения для развития компетенций первооткрывателя» погрузил участников в интенсивный трёхдневный процесс, наполненный насыщенными занятиями.
3 сентября, 2024 г.
В рамках нашей Зеркальной Лаборатории мы пытаемся узнать, что значит быть первооткрывателем, и как современные студенты Камчатки развивают в себе ключевые компетенции для своего региона, с такими сложными природными условиями. Этим летом мы провели пилотный опрос среди студентов КамГУ.
15 августа, 2024 г.
В рамках проекта «Образовательная экосистема Камчатского края» учёные выясняют, какими особенными знаниями, установками и навыками (или «компетенциями первооткрывателя») должен обладать житель сложного географо-климатического региона.
15 декабря, 2023 г.
Целую неделю с 12 по 19 ноября 2023 года студенты и ученые из научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) и Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский) изучали людей Камчатки. Что из этого вышло читайте в нашей статье.
1 декабря, 2023 г.
В России несколько климатических зон, и в таких регионах, как Дальний Восток или Камчатка, условия намного более суровые, а их жителям приходится преодолевать больше трудностей, чем, например, людям в центральной части страны. Можно ли целенаправленно готовить выпускников вузов в отдельных регионах так, чтобы им было легче добиваться успеха в работе и повседневной жизни? Ответ исследователей — да, и нацеленный на это проект зеркальной лаборатории Института образования ВШЭ и Камчатского государственного университета победил в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» Вышки.
19 июля, 2023 г.
Еще новости

Рабочая группа

Пащенко Тарас Валерьевич

Лаборатория проектирования содержания образования: Главный эксперт. Руководитель проекта

Иванова Алина Евгеньевна

Центр психометрики и измерений в образовании: Старший научный сотрудник

Михайлова Александра Михайловна

Лаборатория проектирования содержания образования: Старший научный сотрудник

Юсупова Элен Магомедовна

Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник

Лысова-Голомзина Елизавета Михайловна

Лаборатория проектирования содержания образования: Ведущий аналитик

Манина Валерия Алексеевна

Центр психометрики и измерений в образовании: Аналитик

Авдеенко Надежда Александровна

Лаборатория проектирования содержания образования: Аналитик

Холманская Марина Владимировна

Лаборатория проектирования содержания образования: Младший научный сотрудник

Дунилов Григорий Евгеньевич

Лаборатория проектирования содержания образования: Стажер-исследователь

Пискарева Анна Александровна

Лаборатория проектирования содержания образования: Стажер-исследователь

Севостьянова Мария Дмитриевна

Лаборатория проектирования содержания образования: Стажер-исследователь

Контакты

Руководитель проекта "Зеркальные лаборатории" Пащенко Тарас Валерьевич:

tpaschenko@hse.ru

+79265315326

Хочу принять участие в проекте!


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.