«Нет, на уроке однозначно никаких телефонов». Это ответ педагога в интервью перед началом исследования, которое провели Александра Михайлова (Лаборатория проектирования содержания образования Инобра) и Марина Пинская (МГИМО). Он же после исследования: «У меня теперь какое-то двоякое отношение к этому. С одной стороны, я вижу, что детям интересно, что, действительно, мы можем там больше информации получить и поработать. С другой стороны, все еще “кошки скребут”, как же так — телефон на уроке. Но радует то, что дети не просто там сидят. Здесь они были увлечены именно заданием».
Экспертиза
Многие дети живут двойной жизнью. Они активны дома, в интернете, в кружках и т.д. — здесь они самостоятельны и инициативны. А в школе они пассивны. Там тоже есть свобода, но в заданных школой очень узких рамках. Такая предзаданность школьного пространства выталкивает детей. Они привыкают мыслить творчески, действовать ответственно и самостоятельно вне школы. Это одно из наблюдений, сделанных Марией Добряковой (Инобр) и Олесей Юрченко (Инобр, ФНИСЦ РАН) в рамках исследования активной самостоятельности детей и семейных образовательных стратегий. Оно издано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования.
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.
Городская застройка быстро меняется. Логично, ведь это бизнес, и девелоперы стремятся ответить на все запросы покупателей жилья, включая образовательные, и даже предугадать их. А школа остается школой, даже если она построена в новом квартале. Она не всегда хочет (и может) быть тем «интеллектуальным хабом» для жителей района, как это предлагает бизнес или продвинутые покупатели новых квартир. Это стало одной из тем, которые обсуждали на вторничном семинаре: разбирали опыт проектов образовательного бюро «Лернити» в Новой Москве и вообще идеи на стыке урбанистики и образования.
Почему вымерли динозавры, наука точно не знает, есть только гипотезы. А вот что стало со школьными «динозаврами» и почему до наших дней не дожили многие педагогические практики, идеи, новации — есть больше объяснений. В концентрированном виде их можно получить на новом открытом курсе «История педагогической культуры», который появился на платформе «Открытое образование». Его разработала Виктория Пичугина, профессор Инобра, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования.
Вчера в Инобре побывали 40 студентов Смоленского государственного университета — организатором поездки стали коллеги из АНО «Россия — страна возможностей». Мы рассказали будущим педагогам обо всем самом передовом, что применяется в исследованиях и практике образования, провели экскурсию и квесты по центрам и лабораториям института. Команда магистерской программы «Педагогическое образование» не просто рассказала, что такое педагогический дизайн, а устроила интерактив с работой по станциям (когда команды меняются по часовой стрелке, выполняя задания по кругу), а Анастасия Капуза из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании объяснила, как устроены эксперименты и доказательные исследования.
Работа учителя полна рутины. Хотелось бы погрузиться в творчество, а приходится отвлекаться на проверку «домашки» и бесконечное повторение одного и того же. Кто-то понял со второго раза, до кто-то не доходит и с третьего, а может, проблема в том, что он не понял позапрошлую тему?.. Разгрузить учителя хотя бы в этом призвана система автоматизированных советов отстающим ученикам, она же рекомендательная система Яндекс.Учебника, над содержанием которой работали в Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Как строилась эта работа, что получилось, а где результатов еще надо подождать, рассказала на «Мастерской учителя» Надежда Авдеенко, аналитик лаборатории.
Понять концепцию предмета и суть явлений школьники смогут без зубрежки, заучивания разрозненных фактов, формул и правил. Формировать мыслительные навыки и умение абстрагироваться, создавать модели и находить межпредметные связи – такова задача проекта «Большие идеи», разрабатываемого в НИУ ВШЭ.
Навыки 21-века систематизированы в докладе Международного консорциума университетов при поддержке фонда «Вклад в будущее». Универсальные компетентности должны не заменять, а усиливать предметные знания. Школе в новых условиях, как никогда, нужно развивать универсальные компетентности и новую грамотность, чтобы они переплетались с предметными знаниями.