• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семьи ищут новое, но не в школе: потому что школе проще вытолкнуть детей, чем развивать их инициативу и творчество

Многие дети живут двойной жизнью. Они активны дома, в интернете, в кружках и т.д. — здесь они самостоятельны и инициативны. А в школе они пассивны. Там тоже есть свобода, но в заданных школой очень узких рамках. Такая предзаданность школьного пространства выталкивает детей. Они привыкают мыслить творчески, действовать ответственно и самостоятельно вне школы. Это одно из наблюдений, сделанных Марией Добряковой (Инобр) и Олесей Юрченко (Инобр, ФНИСЦ РАН) в рамках исследования активной самостоятельности детей и семейных образовательных стратегий. Оно издано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования.

Семьи ищут новое, но не в школе: потому что школе проще вытолкнуть детей, чем развивать их инициативу и творчество

© AI

Чтобы понять, какая среда — в школе и дома — поддерживает или, наоборот, подавляет самостоятельность школьников-подростков, авторы изучили опыт разных семей с разными образовательными стратегиями: одни выбирают «сильную» государственную школу, другие — свободное домашнее обучение. Как этот выбор влияет на желание и способность школьников активно участвовать в собственной учебе? Когда и почему школьники хотят и могут быть самостоятельными? Какая самостоятельность притягательна и побуждает пробовать что-то новое, свое?  

Анализируя интервью с семьями, исследователи делают вывод: существуют вполне понятные и легко наблюдаемые особенности среды, по которым можно определить, будет ли они подкреплять вовлеченность и самостоятельность ребенка — или же, напротив, заглушать желание прикладывать собственные усилия, лишая азарта к действию. Понимая, на что смотреть, увидеть эти особенности среды сможет как педагог, так и любой родитель. В наблюдении за средой прежде всего следует искать, в чьих руках контроль и как он распределен между «старшим» и «младшим» участником взаимодействия. Главный вопрос — кто выбирает, как всё организовано, и кто оценивает результат. Сам по себе такой подход к анализу не нов, но в российской практике применяется впервые.

В исследовании разобрано влияние разных типов контроля: жесткий фрейминг (контроль в руках взрослого), мягкий (разделен с ребенком), нулевой (взрослые не вмешиваются в учебные дела ребенка). Если оставить последний за скобками как однозначно неудачный, то к другим вариантам нельзя прикрепить один ярлык «хорошо» и «плохо» сразу для всех детей и ситуаций. Комфортный и продуктивный тип контроля может меняться как по мере взросления ребенка, так и при перемещении между разными жизненными задачами. Опрос показывает, что семьи все чаще пытаются это понять, экспериментируют, переходят от жесткого контроля к мягкому или наоборот. На основании этого и образовательных целей авторы выделяют три типа родительских стратегий: «академики» (жесткий фрейминг в сочетании с внешними целями), «садовники» (мягкий фрейминг + внешние цели) и «художники» (мягкий фрейминг + внутренние цели, зачастую определяемые самим ребенком). Разумеется, это только про семьи: школа, особенно государственная (включая самые лучшие и сильные), держится линии жесткого контроля, и вопрос о поддержке настоящей самостоятельности в школьной среде остается открытым.


Подробнее здесь