Российские школы "подтянули хвосты": прирост баллов в PISA-2015 произошел за счет отстающих учеников
Вопрос о качестве образования актуален для множества развитых стран, в том числе, и для России. Для его оценки регулярно проводятся международные мониторинги и исследования, которые позволяют не только оценить уровень знаний и навыков учащихся в рамках одной страны, но и сравнить его с аналогичными результатами зарубежных сверстников.
Одним из таких исследований стало PISA (Programme for International Student Assessment), последняя волна которого прошла в 2015 году. Результаты 15-летних российских учащихся по чтению, математике и естествознанию несколько выросли, однако, эти изменения коснулись далеко не всех социальных групп.
- Поскольку результаты детей во многом связаны с образованием их родителей, мы посмотрели, как изменился состав родителей в школе с точки зрения культурного капитала, - рассказал заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Андрей Захаров. - С 2009 года в школах из выборки PISA растет количество учеников из семей, где родители получили высшее образование – сейчас таких более половины. Однако, прироста в баллах у этой группы учеников практически нет. Баллы растут у учащихся, родители которых не получили высшего образования.
Схожая ситуация и с результатами в городах-миллионниках и небольших населенных пунктах. Разрыв в баллах учащихся здесь сокращается за счет того, что растут результаты подростков из маленьких городов и сел. А в крупных городах баллы учеников не растут, несмотря на то, что там может быть лучше развита инфраструктура и выше доступ к образовательным ресурсам.
Похоже, что школа смогла «подтянуть хвосты» и помочь детям в менее выигрышных условиях. Это может быть связано с введением ЕГЭ и усилением контроля за качеством образования, когда школа становится более ответственной за результат.
Однако, школе необходимо учиться работать и с более успешными детьми. Известно, что родители, закончившие вуз, всегда и так больше вовлекались в образование своих детей. Наши исследования показывают, что за последние 20 лет практики работы школ с такими детьми и их родителями практически не изменились.
Скачать презентацию – Андрей Захаров, МЛАОП
С похожими проблемами сталкиваются и другие страны. Как отмечает руководитель глобальной практики по вопросам образования Всемирного банка Кристиан Аэдо, результаты стран Евросоюза в PISA далеко не так высоки, как могли бы быть с учетом социально-экономического положения их учащихся:
- Разрыв в баллах у учеников с разным социально-экономическим бэкграундом меняется в зависимости от страны. Например, во Франции и Болгарии разница между учениками из малообеспеченных и высокообеспеченных семей составляет 2-3 года обучения, в переводе с баллов PISA. Также растет разница в баллах у учеников из города и сельской местности. Поэтому важно обращать внимание на такие факторы высокой успеваемости, как школьный климат, мотивация учащихся, а также учительские практики. Пример Финляндии показывает, что даже учащиеся с низкими результатами в PISA могут получить профессию и быть востребованы на рынке труда, если школа работает с ними индивидуально.
Скачать презентацию – Кристиан Аэдо, Всемирный банк
Однако, существует и другой подход к решению этой проблемы. Мацей Якубовски, замминистра образования Польши в 2012-2014 годах, связывает успехи польских учащихся в PISA с эффективностью проведенных государственных реформ в школе:
- В Польше были проведены две серии реформ- в 1999 и в 2008 годах. Ключевыми аспектами реформы 1999-го года стало предоставление большей автономии школам и учителям, а также децентрализация учебных учреждений. Параллельно вводились стандартизированные национальные экзамены для школьников. Последующие реформы поддержали принципы автономии, однако, был усилен контроль за качеством образования. Так, были созданы национальные стандарты, в которых прописывались ожидаемые достижения и результаты учащихся на каждой ступени образования.
Скачать презентацию - Мацей Якубовски
Захаров Андрей Борисович
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Заведующий лабораторией