• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Презентация коллективной монографии "Острова утопии"

Мероприятие завершено


Уважаемые коллеги, приглашаем вас на презентацию коллективной монографии "Острова утопии", одним из редакторов которой стал руководитель магистерской программы Инобра "Доказательная образовательная политика" Петр Сафронов.

Сборник получился очень представительным: он показывает советскую школьную политику в республиках СССР на фоне сопоставлений со странами Восточной и Западной Европы: Венгрией, ФРГ, Швецией и Югославией.

В книге представлена обширная хроника событий в сфере школьного образования в СССР, охватывающая период между 1943 и 1988 годами. Рассматриваются важнейшие идеи тех лет, ставших особой эпохой в истории школы в стране: новый коллективизм, индивидуальный подход к ребенку, политехнизация школы, сочетание планирования и творческого начала в организации образования.

Презентацию организует издательство "Новое литературное обозрение", выпустившее книгу.

"НЕЗАМЕТНО СБЫВШАЯСЯ УТОПИЯ: как история образования позволяет понять по-новому социальную историю, а особенно -- закрытые общества
История и социология школьного образования в России до настоящего времени остаются узкоспециализированными дисциплинами, мало связанными с гуманитарными исследованиями в других отраслях. Между тем результаты новых исследований по истории среднего образования позволяют по-новому взглянуть на историю советского общества в целом. Эти результаты представлены в коллективной монографии «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е)», только что вышедшей в издательстве «Новое литературное обозрение» под редакцией М. Майофис, П. Сафронова и И. Кукулина.Советское общество принято характеризовать как общество несбывшейся утопии. Применительно к государственным программам «построения социализма» это, несомненно, так. Однако новая монография показывает, что в советском государстве были реализованы – пусть и частично – утопии особого рода, образовательные и фактически противостоявшие официальному видению будущего. Новаторские педагогические эксперименты и проекты были de facto формами не-авторитарного исторического самосознания, методами вообразить другое будущее, чем то, о котором говорили газеты и телевидение, и воспитать людей, которые были бы способны жить в этом воображаемом мире. Педагогические эксперименты в СССР имели свою специфику, но были включены в общую циркуляцию образовательных идей Западной Европы и Америки – как показывает новая монография, полностью «железный занавес» в сфере методов образования не удавалось полностью опустить даже в такое мрачное время, как конец 1940-х – начало 1950-х.Эта монография позволяет организовать диалог между специалистами различных дисциплин. Что могут дать история и социология образования «обычной» социальной истории? Зачем филологу или культурологу знание о школьной политике? Какие гуманитарные дисциплины могут помочь изучить школу и ее социальную мифологию? Почему наследие советской образовательной системы в нынешней России требует широкой общественной дискуссии? Обсуждение всех этих тем, как мы надеемся, состоится на презентации книги «Острова утопии»".

В презентации участвуют:

  • И.Д. Прохорова, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение»
  • С.Э. Зуев, специалист по культурной и региональной политике, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, директор Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)
  • Н.П. Гринцер, директор Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС
  • А.Л. Зорин, историк, филолог (Оксфордский университет, РАНХиГС)
  • Е.А. Ямбург, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 (Москва)
  • Е.А. Бунимович, педагог, писатель, заслуженный учитель РФ, Уполномоченный по правам ребёнка в Москве
  • Т.Н. Эйдельман, педагог, заслуженный учитель РФ (гимназия № 1567)
  • А.Н. Дмитриев, историк (Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ))
  • П.А. Сафронов, философ, историк образования (НИУ ВШЭ)
  • М.Л. Майофис, историк, филолог (РАНХиГС)


Встреча пройдет во вторник, 21 апреля, с 19:00 до 21:00, в конференц-зале Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева в Москве (Бобров пер., 6, стр. 1).

Вход свободный.