• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Институт входит в состав Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — российского лидера рейтинга QS по образованию. Через исследования, через развитие междисциплинарного знания и подготовку современных ученых, действуя совместно с профессиональным сообществом, мы помогаем сформировать новый взгляд на образование, который не ограничен педагогикой. В глобальном обмене знанием стремимся дать нашей стране передовые идеи и концепции, способствовать развитию системы образования для успеха каждого.

Подписаться на рассылку мероприятий

Новости

Высшее образование остается важной частью профессионального пути, но одного диплома сегодня уже недостаточно. Все больше студентов начинают работать еще до окончания вуза — и это действительно дает преимущество. По данным Центра развития навыков и профессионального образования, те, кто к 25 годам успел поработать, чаще продвигаются в профессии и улучшают свое положение по сравнению с родителями.
17 июня
Российская аспирантура переживает серьезные трудности — за последние пятнадцать лет доля получивших степень упала с 25% до 10%. В абсолютных цифрах число успешных защит кандидатских диссертаций в нормативный срок сократилось в шесть раз.
16 июня
В последние годы все заметнее становится запрос на профориентацию со стороны взрослых, что идет вразрез с тем, как работали представители старшего поколения. Сервис «Работа.ру» в прошлом году провел опрос 3 600 пользователей из всех регионов страны. Выяснилось, что 77% россиян примерили бы на один день новую профессию. Женщины чаще мужчин отвечали, что попробовали бы свои силы в новой сфере — 76% и 68% соответственно.
11 июня

Наши исследования

Первое лонгитюдное исследование о выборе образования и карьеры в России

Исследование «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) с 2011 года наблюдает за жизнью группы молодых россиян.

Мы изучаем, как молодые люди учатся, работают и строят свой жизненный путь.

Данные ТрОП доступны исследователям для проведения научных работ.

Профессиональные сообщества

Научные публикации

  • Самостоятельность: благо или бремя?

    Самостоятельность школьника еще несколько десятилетий назад естественно формировалась в бытовых делах, прогулках без взрослых, в выполнении привычных поручений. Школа, опираясь на эту «естественную» самостоятельность, не ставила перед собой специальной задачи ее развития. По мере сокращения ряда привычных практик остро встает вопрос о сегодняшних условиях взросления и конкретно о семейных и образовательных факторах поддержки самостоятельности. Авторы монографии, опираясь на теоретические разработки виднейших психологов, в частности У. Бронфенбреннера, Р. Райана и Э. Деси, исследуют становление самостоятельности ребенка в семье и школе, в условиях современного города, прослеживают отражение этих процессов в медиа. В книге представлены масштабная панорама практик развития самостоятельности у современных школьников, в том числе в формате саморегулируемого обучения, а также их собственный взгляд на самостоятельность.
    Издание предназначено для широкого круга читателей, аналитиков и исследователей сферы образования и детской психологии, педагогов и родителей.
    Об авторах 

    О книге на iq-media.ru

    Ожидается электронная версия книги

     

    М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.

  • Влияние признака в зрительной рабочей памяти на быструю зрительную категоризацию множества объектов

    Восприятие группы объектов с вариативностью признаков внутри этой группы называется восприятием ансамблей. Процесс быстрой зрительной категоризации представляет собой способность формировать категориальные группы из множества объектов, осуществляется на основе механизма восприятия ансамблей. Зрительная система оценивает вариативность признаков в группе, формируя распределение признаков с пиками, репрезентирующими среднее. В случае формирования нескольких распределений с существенно удаленными пиками, это приводит к образованию двух групп. Исследования показали, что удержание признаков в зрительной рабочей памяти может влиять на восприятие ансамбля. Новизна нашего исследования заключается в анализе того, будет ли категориальная граница изменяться под воздействием хранящегося в зрительной рабочей памяти признака, нерелевантного для быстрой зрительной категоризации. Гипотеза исследования предполагает, что удерживаемый признак в зрительной рабочей памяти будет сдвигать категориальную границу в задаче быстрой зрительной категоризации в сторону подгруппы, соответствующей удерживаемому признаку. Для проверки гипотезы был проведен эксперимент, в котором участники (N = 31, 86% женщин) в рамках одной пробы выполняли две задачи: на зрительную рабочую память и на быструю зрительную категоризацию. Результаты исследования показали, что удержание признака в зрительной рабочей памяти влияет на скорость категоризации, но не на смещение категориальной границы. Обсуждаются направления дальнейших исследований в области быстрой зрительной категоризации множества объектов.

    Экспериментальная психология. 2025. Т. 4. № 4.

  • Глава в книге

    Дворецкая И. В., Семенов А. Л., Уваров А. Ю.

    Использование смартфонов для учебной работы: в чем разница между школами? Результаты многоуровневого латентного анализа классов

    -

    В кн.: Избранные вопросы цифровой трансформации образования. Том 2. Т. 2. М.: ИНФРА-М, 2025. С. 73-81.

  • Препринт

    Antipkina I., Ivanov A., Guzhelya D.

    Explicit continuum scale format reduces the ceiling effect in self-report questionnaires comparing to Likert response format

    Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2024

Все публикации

Контакты

  • Проезд до станций метро: Китай-город; Тургеневская/Чистые пруды/Сретенский бульвар.

Внимание!
  • В здании действует пропускная система. Пропуск выписывает сотрудник, к которому приходит гость.
  • Для проезда на автомобиле на внутреннюю парковку сообщите, пожалуйста, марку и номер автомобиля сотруднику, к которому вы направляетесь. Перед въездом со стороны Потаповского переулка установлен шлагбаум — необходимо нажать кнопку «вызов» (на оранжевом столбе рядом с логотипом Института образования) и сообщить охране номер автомобиля и фамилию выписавшего пропуск сотрудника.

Приемная директора Института образования Е. А. Терентьева:

+7 (495) 623-52-49.

Департамент образовательных программ:

+7 (916) 335-15-58 — по вопросам магистратуры.
+7 (495) 772-95-90*22101 — по вопросам дополнительного профессионального образования.

Пресс-служба:

Альберт Истомин
+ 7 (495) 772-95-90 (вн. 22 839)
e-mail: aistomin@hse.ru

Контакты подразделений Института образования НИУ ВШЭ вы можете найти по ссылке.