• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Для аспирантов и магистрантов

Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:

Центр исследований современного детства (подробнее здесь)

Контактное лицо: Елизавета Сивак, esivak@hse.ru

  • Психологическое благополучие учащихся в цифровом веке
  • Влияние социального окружения на учащихся, структура сетей учащихся
  • Онлайн-поведение детей и подростков
  • Неравенство, дифференциация и дискриминация в цифровом веке
  • Практики конструирования детства и ребенка в СМИ
  • Самостоятельность современного подростка: траектории развития
  • Родительский контроль (в т.ч. за онлайн-поведением) и пространство поддержания детской автономии
  • Практики секретности и автономия подростков
  • Школьный климат и различные его аспекты и их влияние на благополучие/неблагополучие  ребенка (буллинг, конфликты, прогулы, утрата учебной мотивации и т.п.)
  • Влияние характеристик среды на раннее развитие ребенка
  • Изучение родительских практик
  • Психологические особенности и закономерности развития в раннем возрасте и социокультурная среда XXI века (приглашенный научный руководитель -Николай Вересов, профессор Университета Монаша, Австралия)
  • Проектная деятельность (ПД) школьников (контактное лицо по этой теме Алексей Обухов aobuhov@hse.ru)

                    Центр социологии культуры (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Дмитрий Куракин, dmitry.kurakin@hse.ru

                    • Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства.
                    • Культурные, институциональные и социоэкономические факторы выхода на рынок труда.
                    • Нарративы образовательного выбора и взросления. 
                    • Классовая культура, мобильность и карьерно-образовательный выбор.
                    • Роль образов успешности, «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории.
                    • Культурные факторы и  механизмы принятия образовательных решений на разных этапах траектории (в 9 классе, в 11 классе).
                    • Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна.

                    Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского  (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Косарецкий Сергей Геннадьевич, skosaretski@hse.ru

                    • Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизации
                    • Трансформация советской школы и дополнительного в постсоветских странах. Исследование транзитного периода
                    • Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей
                    • Развитие неформального сектора образования для детей, в т.ч. он-лайн образование, Edutainment 
                    • Экосистемы образования, “распаковка школы”.
                    • Социальный капитал школы, взаимодействие школы и местного сообщества, семей, социальное партнерство, сетевое взаимодействие
                    • Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений
                    • Улучшение качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях
                    • Формирование экологической грамотности в дополнительном образовании
                    • Профилактика и коррекция трудностей в обучении, обусловленных социальными (контекстными) факторами 
                    • Территориальная мобильность в общем образовании
                    • Образование детей мигрантов

                    Центр психометрики и измерений в образовании  (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Екатерина Орел, eorel@hse.ru

                    • Роль социального и эмоционального развития/некогнитивных навыков в образовательном процессе
                    • Эффективность мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков детей и подростков 
                    • Измерение процессов узнавания лиц и распознавания  эмоций и их когнитивные и некогнитивные предикторы в школьном возрасте 
                    • Автоматическое оценивание ответов на задания с помощью алгоритмов машинного обучения
                    • Использование данных различной природы, в том числе, цифровых следов, для анализа цифровых измерительных инструментов
                    • Изучение связи между интерфейсом измерительного инструмента и его психометрическими свойствами
                    • Автоматическая генерация заданий, обладающих заранее заданными психометрическими характеристиками
                    • Разработка обучающих систем, основанных на оценивании (assessment as learning) 
                    • Использование дополнительной информации (в том числе времени ответа) для повышения точности оценивания и/или улучшения психометрических характеристик цифровых инструментов 
                    • Разработка и валидизация инструментов измерения универсальных компетентностей (цифровая грамотность, ИК компетентность, 4К) 
                    • Разработка и валидизация инновационных инструментов измерения в образовании, измерение прогресса
                    • Психометрические проблемы инновационных инструментов оценивания в образовании
                    • Разработка и валидизация инструментария оценивания навыков критического мышления студентов вузов
                    • Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений при проведении международных сравнительных исследований в образовании
                    • Психометрические проблемы массовых процедур тестирования (деятельность экспертов, установление пороговых баллов, параллельность вариантов и др.)
                    • Психометрическое моделирование поведения респондентов в когнитивном тестировании (анализ точности и времени ответов, анализ эффекта порядка предъявления заданий, анализ speed-accuracy trade-off)
                    • Методология оценивания прогресса и изменений в лонгитюдных исследованиях и кросс-секционных исследованиях образовательных достижений, когнитивного и некогнитивного развития (модели роста, анализ латентных классов, квази-экспериментальные методы)
                    • Методология оценивания трудностей в обучении и выделения групп детей со специфическими трудностями в математике и чтении в начальной школе
                    • Оценка индивидуальных траекторий и прогресса детей с трудностями в обучении
                    • Оценка эффектов композиционных характеристик класса (гетерогенность класса, средняя успеваемость класса, средние показатели социально-экономического статуса и т.п.) на академическое и неакадемическое развитие школьников (эффект гетерогенности класса, эффект “Большой лягушки в маленьком пруду” и т.п.)
                    • Исследование формирования и развития математических компетенций и навыков работы с количественной информацией в начальной школе
                    • Разработка концептуальной и теоретической моделей измерения универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов»
                    • Разработка инструментов измерения универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов в методологии Evidence-Centred Design
                    • Проведение исследований развития универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов (в том числе, сравнительных межстрановых)
                    • Выявление контекстных факторов, определяющих формирование и развитие компетенций у студентов вузов

                                                                                            Лаборатория инноваций в образовании (подробнее здесь)

                                                                                            Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru

                                                                                            • Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования.
                                                                                            • Факторы выживаемости низовых инноваций в области образовании.
                                                                                            • Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования.
                                                                                            • Исследование трендов в образовании с помощью Machine Learning.
                                                                                            • Формирование команд низовых инноваций в области образования.
                                                                                            • Изучение образовательной экосистемы в регионах России.
                                                                                            • Детерминанты инновационного поведения по материалам самопрезентации в социальной сети.
                                                                                            • Исследование роли низовых инноваций  в процессе модернизации российского образования.
                                                                                            • Адапторско-инноваторский когнитивные стили мышления различных акторов образовательного процесса.

                                                                                                          Лаборатория образовательного права (подробнее здесь)

                                                                                                          Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru

                                                                                                          1. Федерализм в образовании
                                                                                                          • Федерализм в образовании в национальном и международном праве.
                                                                                                          • Федерализм в образовании в сравнительных перспективах.
                                                                                                          • Предмет совместного ведения в области политики и в области образования (возникающие конфликты и несоответствия).
                                                                                                          • Лучшие практики федерального и регионального сотрудничества в области образовательной политики.
                                                                                                          • Судебная практика федеральных и региональных судов по федерализму в образовании.
                                                                                                                2. Право на образование
                                                                                                                • Содержание права на образование (базовый уровень,гарантии образовательной мобильности и равенство доступа к образованию).
                                                                                                                • Права человека и право на образование.
                                                                                                                • Способы защиты права на образование.
                                                                                                                • Правовое регулирование содержания образования.
                                                                                                                • Права родителей в образовании.
                                                                                                                • Роль международного права в национальном законодательстве об образовании.
                                                                                                                • Обучение на протяжении всей жизни.
                                                                                                                • Неформальное образование.
                                                                                                                            3. Неравенство в образовании
                                                                                                                            • Концепция равных возможностей в образовании.
                                                                                                                            • Препятствия в доступе к образованию.
                                                                                                                            • Равенство учащихся в учебном процессе.
                                                                                                                            • Правовые механизмы преодоления неравенства в образовании.
                                                                                                                            • Позитивные действия / Позитивная дискриминация.
                                                                                                                                  4. Подотчетность и автономия
                                                                                                                                  • Система управления учебной организацией и преподавательским составом.
                                                                                                                                  • Участие в управлении образовательной организацией общественности и родителей.
                                                                                                                                  • Государственное и негосударственное участие в системе подотчетности.
                                                                                                                                  • Правовой статус преподавателей в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
                                                                                                                                  • Правовой статус директоров школ в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
                                                                                                                                  • Участие студентов в управлении образовательной организацией.
                                                                                                                                  • Государственный контроль и надзор над образовательными организациями.

                                                                                                                                            Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)

                                                                                                                                            Контактное лицо: Евгений Терентьев, eterentev@hse.ru

                                                                                                                                            • Модели организации аспирантской подготовки и их эффективность
                                                                                                                                            • Научное руководство аспирантами в российских вузах
                                                                                                                                            • Студенческий опыт и факторы образовательных результатов студентов

                                                                                                                                            Лаборатория дизайна обучения в высшем образовании (подробнее здесь)
                                                                                                                                            Контактное лицо: Елена Другова, edrugova@hse.ru

                                                                                                                                              Проблемно-ориентированное обучение и его реализация в высшем образовании
                                                                                                                                              • Теория когнитивной нагрузки: практическое применение в высшем образовании, возможности и ограничения
                                                                                                                                              • Саморегуляция учебной деятельности в онлайн образовательной среде
                                                                                                                                              • Влияние элементов peer-to-peer обучения в онлайн формате на успеваемость студентов
                                                                                                                                              • Peer-to-peer обучение: возможность и ограничения его применения в высшем образовании
                                                                                                                                              • Реализация программ высшего образования полностью в онлайн формате: анализ кейсов
                                                                                                                                              • Анализ текущего состояния и мониторинг развития деятельности по поддержке преподавания в ведущих российских университетах, выявление лучших практик (существующих проектов, продуктов, программ, форм институциональной поддержки)
                                                                                                                                              • Использование моделей педагогического дизайна для разработки образовательных решений
                                                                                                                                              • Проектирование системы оценивания и обратной связи для обеспечения качества смешанного обучения
                                                                                                                                              • Запрос на применение учебной аналитики со стороны преподавателей: сравнителньый анализ ситуации в России и мире (по собранному соц. материалу)
                                                                                                                                              • Внедрение учебной аналитики в процесс обучения: организационно-управленческий аспект (управление изменениями)
                                                                                                                                              • Апробация модели 4C ID для разработки учебного курса и его экспериментальная апробация

                                                                                                                                              Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании (подробнее здесь)

                                                                                                                                              Контактное лицо: Анастасия Капуза, akapuza@hse.ru

                                                                                                                                              • Стратегии учителей по использованию диджитал-ресурсов в учебном процессе.
                                                                                                                                              • Онлайн-обучение и его эффективность.
                                                                                                                                              • Дистанционное обучение в вузах / колледжах.
                                                                                                                                              • Взаимодействие преподавателей, учащихся и их родителей в цифровой среде.
                                                                                                                                              • Особенности использования учителями различных цифровых инструментов в образовательном процессе.
                                                                                                                                              • Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования инноваций в образовании.
                                                                                                                                              • Неравенство в сфере цифровизации образования.
                                                                                                                                              Лаборатория «Развитие университетов» (подробнее здесь)

                                                                                                                                              Контактное лицо: Олег Лешуков, oleshukov@hse.ru

                                                                                                                                              • Роль массовых систем высшего образования в развитии общества и индивидов (экономический, социальный и культурный аспект).
                                                                                                                                              • Оценка эффективности и результативности университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов.
                                                                                                                                              • Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства.
                                                                                                                                              • Наука в университетах постсоветского пространства.
                                                                                                                                              • Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитии регионов.
                                                                                                                                              • “Распаковка” высшего образования (руководитель И.Д.Фрумин).

                                                                                                                                                      Центр развития навыков и профессионального образования  (подробнее здесь)

                                                                                                                                                      Контактное лицо: Федор Дудырев, fdudyrev@hse.ru

                                                                                                                                                      • Региональные системы среднего профессионального образования Российской Федерации: их типология и модели реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций.
                                                                                                                                                      • Реформы в среднем профессиональном образовании Германии, Китая, Российской Федерации: сравнительный анализ.
                                                                                                                                                      • Международные показатели эффективности национальных систем СПО: подходы ОЭСР, Мирового банка, ЮНЕСКО, WorldSkills International и других международных организаций.
                                                                                                                                                      • Технологические инновации в системе среднего профессионального образования: российские и зарубежные практики.
                                                                                                                                                      • Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании и подготовке.

                                                                                                                                                      Лаборатория исследований человеческого капитала и образования (подробнее здесь)

                                                                                                                                                      Контактное лицо: Павел Сорокин, psorokin@hse.ru
                                                                                                                                                      • Обучение предпринимательству в вузах: практики, результаты, эффекты
                                                                                                                                                      • “агентность” (“активная самостоятельность”) как элемент человеческого капитала: теоретическая концептуализация и эмпирический анализ
                                                                                                                                                      • измерение и оценка человеческого капитала: оценка эффективности современных практик, основанных на использовании цифровых технологий
                                                                                                                                                      • Структура человеческого капитала после 2020: переосмысление существующих типологий и эмпирическая проверка

                                                                                                                                                      Лаборатория проектирования содержания образования (подробнее здесь)

                                                                                                                                                      Контактное лицо: Тарас Пащенко, tpaschenko@hse.ru

                                                                                                                                                      • Сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных программ по словесности в основной и старшей школе.

                                                                                                                                                      • Трансформация литературного образования в основной и старшей школе с конца 80-х годов по настоящее время.
                                                                                                                                                      • Сравнительный анализ тенденций и траекторий развития школьных программ по литературе в основной и старшей школе в постсоветских странах после распада СССР.
                                                                                                                                                      • Концептуально-ориентированное обучение: структурирование контента образовательных продуктов (курсов, программ) через выделение ключевых понятий и вопросов, «больших идей».
                                                                                                                                                      • Подходы и инструменты разработки и систематизации образовательных результатов разных типов (предметных, метапредметных, личностных и др): таксономии, графы, матрицы.
                                                                                                                                                      • Образовательная урбанистика (эргономика образовательных пространств города, эволюция образовательных пространств древних и современных городов, театр как образовательное пространство).
                                                                                                                                                      • История педагогической культуры (история античной педагогики, история западноевропейской педагогики, история куррикулума, становление и развитие антропологических идей, становление и развитие  образовательного дискурса).
                                                                                                                                                      • Воспроизводимые и масштабируемые принципы разработки учебных заданий, способствующих развитию универсальных компетентностей и новой грамотности на базе предметного контента.
                                                                                                                                                      • Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.).  
                                                                                                                                                      • Проектирование образовательных продуктов (упражнений, курсов, программ), направленных на развитие универсальных компетентностей (критического и креативного мышления, коммуникации и совместной работы, саморегуляции и самоорганизации) и новой грамотности (правовой, финансовой, экологической, грамотности в области здоровья,  естественнонаучной и других). 
                                                                                                                                                      • Педагогические практики реализации образовательных программ, структурированных относительно ключевых понятий и «больших идей» и ориентированных на овладение универсальными компетентностями и новой грамотностью.
                                                                                                                                                      • Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане социокультурных ценностей и задач социально-экономического развития общества и его идеологии, их влияние на определение содержания образования 

                                                                                                                                                                    Центр финансово-экономических решений в образовании (подробнее здесь)

                                                                                                                                                                    Контактное лицо: Кирилл Зиньковский, kzinkovsky@hse.ru

                                                                                                                                                                    • Внутренние и внешние факторы изменения эффективности образовательных организаций.
                                                                                                                                                                    • Динамика цен, зарплат, производительности труда в высшем образовании (на макроуровне или на микроуровне).
                                                                                                                                                                    • Экономика онлайн образования в университетах: удается ли преодолеть баумолевскую болезнь издержек.
                                                                                                                                                                    • Влияние эффективного контракта на результаты труда преподавательского состава образовательных организаций (качество преподавания, методической работы и научных исследований).
                                                                                                                                                                    • Изменения в распределении ресурсов между образовательными организациями после введения нормативно-подушевого финансирования (в РФ, в отрасли, в регионе).
                                                                                                                                                                    • Потребительский выбор семей в системе персонифицированного финансирования образовательных программ.

                                                                                                                                                                            Лаборатория цифровой трансформации образования (подробнее здесь)

                                                                                                                                                                            Контактное лицо: Иван Карлов, ikarlov@hse.ru

                                                                                                                                                                            • Учебные симуляторы в системе технических средств обучения.
                                                                                                                                                                            • Эволюция дидактической игры в эпоху цифровой трансформации образования.
                                                                                                                                                                            • Проектная деятельность в системе дидактической игры.
                                                                                                                                                                            • Образовательные видеоигры: теория и практика.
                                                                                                                                                                            • Видеоигра в системе непрерывного образования.
                                                                                                                                                                            • Игровые технологии как фактор трансформации содержания образования.
                                                                                                                                                                            • Дидактический потенциал игры в реализации личносто-ориентированного подхода. 
                                                                                                                                                                            • Игровые технологии в процессе оптимизации учебно-материальной среды.
                                                                                                                                                                            • Современные подходы к отбору игровых технологий в учебном процессе.
                                                                                                                                                                            • Игровые технологии в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
                                                                                                                                                                            • Роль игры в формировании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.
                                                                                                                                                                            • Симуляционные технологии в образовании: анализ мирового и отечественного опыта использования.
                                                                                                                                                                            • Игровая технология как технология формирования познавательных интересов учащихся.
                                                                                                                                                                            • Игровые технологии как инструменты оценивания учебных результатов.
                                                                                                                                                                            • Методическое сопровождение внедрения игровых технологий в образовательный процесс.
                                                                                                                                                                            • Изучение и сравнительный анализ подходов к персонализации и алгоритмов ИИ, используемых на платформах электронного обучения (Aleks, Squirell AI Learning и др.)
                                                                                                                                                                            • Трансформация образовательного процесса при использовании адаптивных образовательных инструментов и платформ.
                                                                                                                                                                            • Изучение опыта организации образовательного процесса с использованием платформ электронного обучения с элементами ИИ.
                                                                                                                                                                            • Сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации организаций высшего образования в РФ и мире: основные подходы и элементы моделей цифровой трансформации.
                                                                                                                                                                            • Исследование по возможностям и опыту использования управления на основе данных в деятельности вузов.
                                                                                                                                                                            • Управление цифровой трансформацией образовательной организации.
                                                                                                                                                                            • Изучение изменения опыта учителей при разработке и апробации новых моделей обучения.
                                                                                                                                                                            • Прогнозирование/оценка возможного влияние перспективных ЦТ на методы и организационные формы учебной работы, а также изменение существующей/складывающейся стихийно системы образования в различных социальных условиях (мегаполис, город, пригород, село и т.п.)
                                                                                                                                                                            • Изучение использования инструментов самооценивания цифровой трансформации при формировании стратегии управления образовательной организацией.
                                                                                                                                                                            • Изучение инновационных педагогических практик в процессе цифровой трансформации.
                                                                                                                                                                            • Изучение потенциала, опыта и результативности использования в учебном процессе ключевых цифровых технологий. 
                                                                                                                                                                            • Горизонтальные (сетевые) взаимодействия в образовательном процессе. 



                                                                                                                                                                            Личные темы


                                                                                                                                                                            Исак Давидович Фрумин
                                                                                                                                                                            , ifroumin@hse.ru

                                                                                                                                                                            • Как образовательные организации работают с запросами рынка труда и реагируют на новые требования к человеческому капиталу
                                                                                                                                                                            • Агентность, самостоятельность, инициатива как цель образования
                                                                                                                                                                            • Неравенство в высшем образовании в постсоциалистических странах
                                                                                                                                                                            • Заочное высшее образование – динамика развития и пути повышения эффективности
                                                                                                                                                                            • Дидактика смешанного обучения в высшем образовании
                                                                                                                                                                            • Скрытая учебная программа в университетах – что помимо учебного плана формирует образовательный опыт студентов
                                                                                                                                                                            • Деградирующие школы
                                                                                                                                                                            • Современные теории возрастных переходов и их приложение в практике организации школы
                                                                                                                                                                            • Скрытая учебная программа в школах – что помимо учебного плана формирует образовательный опыт школьников
                                                                                                                                                                            • Как меняется участие семьи в образовании 


                                                                                                                                                                            Евгений Дмитриевич Патаракин
                                                                                                                                                                            , epatarakin@hse.ru

                                                                                                                                                                            • Учебная аналитика совместной деятельности
                                                                                                                                                                            • Многоагентное моделирование совместной учебной деятельности
                                                                                                                                                                            • Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами
                                                                                                                                                                            • Формирование вычислительного мышления в средах создания игр и цифровых историй

                                                                                                                                                                             Андрей Владимирович Ловаков, lovakov@hse.ru

                                                                                                                                                                            • Изучение высшего образования как области исследований на основе анализа публикаций (библиометрический анализ)
                                                                                                                                                                            • Гендерные различия в авторстве публикаций в журналах по высшему образованию
                                                                                                                                                                            • Анализ развития науки в постсоветских странах

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                            Илья Аркадьевич Прахов, iprahov@hse.ru

                                                                                                                                                                            • Факторы межрегиональной доступности высшего образования (количественные и качественные исследования)
                                                                                                                                                                            • Особенности введения эффективного контракта в российских вузах и его влияние на систему стимулов ППС
                                                                                                                                                                            • Детерминанты отдачи от высшего образования
                                                                                                                                                                            • Сигнальная функция высшего образования в России

                                                                                                                                                                            Аббакумов Дмитрий Федорович
                                                                                                                                                                            , dabbakumov@hse.ru

                                                                                                                                                                            • Учебная и психометрическая аналитика в цифровых учебных средах
                                                                                                                                                                            • Измерения и оценивание в цифровых учебных средах
                                                                                                                                                                            • Моделирование когнитивных процессов в цифровых учебных средах
                                                                                                                                                                            • Методы машинного обучения и науки о данных в педагогических измерениях

                                                                                                                                                                            Хархурин Анатолий Владимирович, akharkhurin@hse.ru

                                                                                                                                                                            • Развитие креативных способностей через языковую практику