• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для аспирантов и магистрантов

Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:

Центр исследований современного детства (подробнее здесь)
Контактное лицо: Елизавета Сивак, esivak@hse.ru

  • Дифференциация в цифровом пространстве
  • Эмоциональное благополучие учащихся в цифровом веке
  • О чем говорят учащиеся
  • Влияние социального окружения на учащихся
  • Самостоятельность современного ребенка
  • Проектная деятельность (ПД) школьников
  • Цифровые следы и родители
  • Искусственный интеллект в образовании
  • Практики конструирования дошкольного детства в СМИ


Центр культурсоциологии и антропологии образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Екатерина Павленко, epavlenko@hse.ru

  • Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства
  • Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна 
  • Нарративы образовательного выбора и взросления
  • Вторичные эффекты неравенства в образовательных и профессиональных траекториях
  • Роль образов успешности, образов «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории
  • Культурные факторы и  механизмы принятия образовательных решений на разных этапах (в 9 классе, в 11 классе) 
  • Исследование образовательных «манёвров» и смен трека в рамках одной траектории (смена специальности, профессии) 


Центр социально-экономического развития школы (подробнее здесь)

  • Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизации
  • Трансформация советской школы в постсоветских странах. Исследование транзитного периода
  • Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей
  • Развитие неформального сектора образования для детей
  • Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений
  • Сравнительный анализ эффективности политик и конкретных проектов улучшения качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях


Центр мониторинга качества образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Ирина Брун, ibrun@hse.ru

  • Оценка социально-эмоционального развития детей в начальной и основной школе
  • Разработка и валидизация инструментов нового типа для оценивания субъективного благополучия
  • Изучение факторов, определяющих успешность обучения ребенка в начальной школе
  • Возможности автоматического скоринга в оценивании знаний и навыков учащихся начальной школы
  • Разработка опросника для оценивания родительских практик, связанных с "экранным временем" детей (компьютер, планшет, телевизор, смартфон).
  • Разработка опросника для оценивания коммуникативных барьеров в общении учителей и родителей
  • Использование сценарных шкал в рамках теории фасетов и методологии Раш-измерений
  • Разработка и валидизация инновационных заданий для измерения коммуникации и кооперации в начальной школе
  • Установление параллельности тестовых вариантов с заданиями сценарного типа
  • Валидизация инструментария оценивания образовательных достижений студентов России и Китая (по профессиональным дисциплинам, а также навыков мышления высшего порядка)
  • Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений
  • Исследование когнитивных предикторов достижений в математике
  • Разработка и валидизация инновационных заданий для оценки уровня цифровой грамотности студентов, выпускников 2-го курса бакалавриата
  • Проведение вторичных сопоставительных исследований по результатам оценки информационно-коммуникационной (ИК) компетентности учащихся 8, 9 и 10-х классов регионов Российской Федерации

Центр изучения инноваций в образовании (подробнее здесь)

Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru
  • Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования
  • Факторы выживаемости низовых инноваций в области образовании.
  • Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования
  • Формирование команд низовых инноваций в области образования
  • Детерминанты инновационного поведения по материалам самопрезентации в социальной сети
  • Исследование роли низовых инноваций  в процессе модернизации российского образования
  • Адаптация и валидизация шкалы адапторско-инноваторского когнитивного стиля мышления  (М. Киртон)

Центр образовательного права (подробнее здесь)
Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru
  • Федерализм в образовании
  • Право на образование
  • Неравенство в образовании
  • Подотчетность и автономия


Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Наталья Малошонок, nmaloshonok@hse.ru

  • Студенческий опыт и траектории студентов
  • Онлайн-образование
  • Аспирантура и подготовка научных кадров

Международная лаборатория анализа образовательной политики (подробнее здесь)
Контактное лицо: Андрей Захаров, abzakharov@hse.ru

  • Социально-экономическое неравенство при выборе образовательной траектории после 9 и 11 класса
  • Учащиеся с низким социально-экономическим положением и высокими академическими результатами: преодоление барьеров
  • Региональные барьеры доступности высшего образования
  • Образовательное неравенство и практики дифференциации учащихся в школе
  • Учительские установки и ожидания, направленные на учащихся с разными способностями и склонностями
  • Проблематизация роли учителя в формировании мотивации учащихся
  • Сравнение специфики понимания и применения дифференцированного подхода в школах и университетах
  • Модели учительских представлений о воспитании учащихся как основа образовательных предпочтений
  • Проблема неравной вовлеченности в классную работу "сильных" и "слабых" учащихся
  • Возможности диалога в пространстве школьного класса: анализ взаимодействия учителя-учеников
  • Выбор послешкольной образовательной траектории: информированность, формирование притязаний, поиск направления обучения, удовлетворённость выбором
  • Стратегии учения, адаптивное поведение и их связь с образовательными результатами учащихся из семей с разным объемом культурного капитала;
  • Территориальные и региональные различия образовательных результатов и траекторий учащихся
  • Представления о гражданских правах и социальная активность старшеклассников из семей с разным объемом культурного капитала в динамике за 2000-е гг.
  • Профессиональные характеристики и практики учителей и образовательные результаты учащихся с разным уровнем академических достижений и культурного капитала семьи
  • Образовательные траектории учащихся из семей с разным СЭС, зарплатные и карьерные ожидания и результаты на рынке труда


Лаборатория «Развитие университетов» (подробнее здесь)
  • Социальная роль массовых систем высшего образования в развитии общества и индивидов
  • Стратегический менеджмент в общественном секторе: подходы университетского управления в условиях внутренней неоднородности
  • Оценка эффективности университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов
  • Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства
  • Развитие высшего образования в постсоциалистических странах (в т.ч. в странах Средней Азии)
  • Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитие регионов


Центр исследования среднего профессионального образования (подробнее здесь)

  • Стандартизация в СПО: образовательные и профессиональные стандарты, национальные и отраслевые квалификационные рамки
  • Постсоветский переход в среднем профессиональном образовании
  • Национальная квалификационная система: профессиональные экзамены и подтверждение квалификации
  • Система СПО и проблемы неравенства в образовании
  • Экономика среднего профессионального образования и отдача от СПО
  • Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры


Лаборатория профилактики асоциального поведения (подробнее здесь)

Контактное лицо: Иван Коновалов, ikonovalov@hse.ru

  • Исследование образовательных  и семейных факторов школьного насилия и травли
  • Социальная перцепция агрессивных подростков

Центр изучения школьных практик и образовательных программ 21 века (подробнее здесь)
Контактное лицо: Елена Чернобай, echernobaj@hse.ru
  • Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане задач социально-экономического развития общества и его идеологии (общества в целом и отдельных групп стейкхолдеров), их влияние на определение обязательного ядра учебного плана и планируемых     образовательных результатов, а также на соотношение инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. 
  • Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.);  
  • Как сформировать и удержать познавательный интерес и устойчивую учебную мотивацию современного ребенка? Какие методы создания и поддержания мотивации учения могут быть использованы при проектировании учебной программы и при ее реализации? Как вовлечь учащегося в учебный процесс, поменяв его позицию с пассивного учащегося, который просто получает информацию, к состоянию активного учащегося, который работает с информацией и достигает поставленных учебных целей, и затем к конструктивному саморегулируемому учащемуся, который продолжает учиться вне класса и создает собственные учебные цели? Как проводить мотивационный анализ куррикулума и использовать полученные данные для ее улучшения? 
  • Динамика профессионального статуса учителя. Как меняются профессиональные роли учителя? Кто он, современный учитель? Готов ли нынешний учитель к выполнению новых профессиональных ролей? 
  • Каков аксиологический портрет современного учителя? Какими инструментами измерять компетентность учителя? 
  • Какие существуют формы организации куррикулума в пространстве и времени? 
  • Как обеспечить реализацию дифференцированного / персонифицированного подхода в обучении?
  • «Портфель» современного учителя: система учебных материалов, новый конструкт методической системы обучения школьников и как всё это работает на достижение образовательных результатов? 
  • Как выстроить/интегрировать учебную, внеурочную и внеучебную деятельность школьников на основе подхода "bigideas"?
  • Каково соотношение предметного знания, практических умений, социальных компетенций и навыков XXI века в программе общественно-научного образования в школе? 
  • Возможно ли построение единого курса общественных наук на основе единых методологических оснований (big ideas)?  
  • Интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему общего образования
  • Деятельность профессиональных обучающихся сообществ учителей, использующих цифровые инструменты в учебном процессе.
  • Обновление содержания обучения в области общественно-научных предметов для формирования новой грамотности и ключевых компетенций учащихся
  • Пропедевтика общественно-научного образования в начальной школе.
  • Проектирование практико-ориентированных программ подготовки педагогических кадров.
  • Развитие профессиональной позиции учителя в системе педагогической магистратуры.
  • Профессиональная культура учителя как предмет междисциплинарного исследования
  • Поддержка профессионального становления молодого учителя
  • Анализ педагогической эффективности образовательной программы "Учитель для России".
  • Пути профессионального самоопределения учителя: case-study.

Центр развития лидерства в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Павел Сергоманов, psergomanov@hse.ru.

  • Цифровая трансформация системы общего образования 
  • Трансформация педагогического лидерства в школах в цифровую эпоху 
  • Распределенное лидерство и руководство в системе общего образования 
  • Стили управления образовательными организациями 
  • Развитие университетских школ в крупных городах 
  • Эффекты реализации образовательных программ в рамках концепции школ ступеней обучения

 

Личные темы

  • Трансформация российской магистратуры (куратор А.В. Гармонова, agarmonova@hse.ru).

                                           


                                           

                                          Нашли опечатку?
                                          Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
                                          Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.