• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для аспирантов и магистрантов

Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:

Центр исследований современного детства (подробнее здесь)
Контактное лицо: Елизавета Сивак, esivak@hse.ru

  • Дифференциация в цифровом пространстве;
  • Эмоциональное благополучие учащихся в цифровом веке;
  • О чем говорят учащиеся;
  • Влияние социального окружения на учащихся;
  • Самостоятельность современного ребенка;
  • Проектная деятельность (ПД) школьников;
  • Цифровые следы и родители;
  • Искусственный интеллект в образовании;
  • Практики конструирования дошкольного детства в СМИ.


Центр культурсоциологии и антропологии образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Екатерина Павленко, epavlenko@hse.ru

  • Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства;
  • Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна;
  • Нарративы образовательного выбора и взросления;
  • Вторичные эффекты неравенства в образовательных и профессиональных траекториях;
  • Роль образов успешности, образов «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории;
  • Культурные факторы и  механизмы принятия образовательных решений на разных этапах (в 9 классе, в 11 классе); 
  • Исследование образовательных «манёвров» и смен трека в рамках одной траектории (смена специальности, профессии).


Центр социально-экономического развития школы (подробнее здесь)

Контактное лицо: Заир-Бек Сергей Измаилович, szair-bek@hse.ru

  • Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизации;
  • Трансформация советской школы в постсоветских странах. Исследование транзитного периода;
  • Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей;
  • Развитие неформального сектора образования для детей;
  • Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений;
  • Сравнительный анализ эффективности политик и конкретных проектов улучшения качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях.


Центр мониторинга качества образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Ирина Брун, ibrun@hse.ru

  • Оценка социально-эмоционального развития детей в начальной и основной школе;
  • Разработка и валидизация инструментов нового типа для оценивания субъективного благополучия;
  • Изучение факторов, определяющих успешность обучения ребенка в начальной школе;
  • Возможности автоматического скоринга в оценивании знаний и навыков учащихся начальной школы;
  • Разработка опросника для оценивания родительских практик, связанных с "экранным временем" детей (компьютер, планшет, телевизор, смартфон);
  • Разработка опросника для оценивания коммуникативных барьеров в общении учителей и родителей;
  • Использование сценарных шкал в рамках теории фасетов и методологии Раш-измерений;
  • Разработка и валидизация инновационных заданий для измерения коммуникации и кооперации в начальной школе;
  • Установление параллельности тестовых вариантов с заданиями сценарного типа;
  • Валидизация инструментария оценивания образовательных достижений студентов России и Китая (по профессиональным дисциплинам, а также навыков мышления высшего порядка);
  • Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений;
  • Исследование когнитивных предикторов достижений в математике;
  • Разработка и валидизация инновационных заданий для оценки уровня цифровой грамотности студентов, выпускников 2-го курса бакалавриата;
  • Проведение вторичных сопоставительных исследований по результатам оценки информационно-коммуникационной (ИК) компетентности учащихся 8, 9 и 10-х классов регионов Российской Федерации.

Центр изучения инноваций в образовании (подробнее здесь)

Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru
  • Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования;
  • Факторы выживаемости низовых инноваций в области образовании;
  • Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования;
  • Формирование команд низовых инноваций в области образования;
  • Детерминанты инновационного поведения по материалам самопрезентации в социальной сети;
  • Исследование роли низовых инноваций  в процессе модернизации российского образования;
  • Адаптация и валидизация шкалы адапторско-инноваторского когнитивного стиля мышления  (М. Киртон).

Центр образовательного права (подробнее здесь)
Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru

1. Федерализм в образовании
  • Федерализм в образовании в национальном и международном праве;
  • Федерализм в образовании в сравнительных перспективах;
  • Предмет совместного ведения в области политики и в области образования (возникающие конфликты и несоответствия);
  • Лучшие практики федерального и регионального сотрудничества в области образовательной политики;
  • Судебная практика федеральных и региональных судов по федерализму в образовании.
2. Право на образование
  • Содержание права на образование (базовый уровень,гарантии образовательной мобильности и равенство доступа к образованию);
  • Права человека и право на образование;
  • Способы защиты права на образование;
  • Правовое регулирование содержания образования;
  • Права родителей в образовании;
  • Роль международного права в национальном законодательстве об образовании;
  • Обучение на протяжении всей жизни;
  • Неформальное образование.
3. Неравенство в образовании
  • Концепция равных возможностей в образовании;
  • Препятствия в доступе к образованию;
  • Равенство учащихся в учебном процессе;
  • Правовые механизмы преодоления неравенства в образовании;
  • Позитивные действия / Позитивная дискриминация.
4. Подотчетность и автономия
  • Система управления учебной организацией и преподавательским составом;
  • Участие в управлении образовательной организацией общественности и родителей;
  • Государственное и негосударственное участие в системе подотчетности;
  • Правовой статус преподавателей в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность;
  • Правовой статус директоров школ в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность;
  • Участие студентов в управлении образовательной организацией;
  • Государственный контроль и надзор над образовательными организациями.


Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Наталья Малошонок, nmaloshonok@hse.ru

1) Студенческий опыт и траектории студентов

  • Институциональные и личностные детерминанты вовлеченности студентов в учебный процесс;
  • Влияние стратегий обучения на образовательные результаты в высшей школе;
  • Академическая этика в учебной деятельности студентов российских вузов;
  • Факторы отсев в российских университетах;
  • Развитие самостоятельности и агентности в университетах (руководитель И.Д. Фрумин);
  • Цифровая трансформация обучения (руководитель И.Д. Фрумин).
2) Онлайн-образование
  • Детерминанты успешности учащихся в прохождении массовых открытых онлайн-курсов;
  • Стратегии студентов вузов при прохождении массовых онлайн-курсов и встраивании их в образовательную траекторию;
  • Последствия включения онлайн-курсов в учебные планы студентов российских вузов.
3) Аспирантура и подготовка научных кадров
  • Неэкономические эффекты от получения степени кандидата наук;
  • Аспирантские программы в период перехода к модели аспирантуры как третьей ступени образования;
  • Профессиональная социализация учащихся на аспирантских программах;
  • Научное руководство аспирантами в российских вузах.

Международная лаборатория анализа образовательной политики (подробнее здесь)
Контактное лицо: Андрей Захаров, abzakharov@hse.ru

  • Социально-экономическое неравенство при выборе образовательной траектории после 9 и 11 класса;
  • Учащиеся с низким социально-экономическим положением и высокими академическими результатами: преодоление барьеров;
  • Региональные барьеры доступности высшего образования;
  • Образовательное неравенство и практики дифференциации учащихся в школе;
  • Учительские установки и ожидания, направленные на учащихся с разными способностями и склонностями;
  • Проблематизация роли учителя в формировании мотивации учащихся;
  • Сравнение специфики понимания и применения дифференцированного подхода в школах и университетах;
  • Модели учительских представлений о воспитании учащихся как основа образовательных предпочтений;
  • Проблема неравной вовлеченности в классную работу "сильных" и "слабых" учащихся;
  • Возможности диалога в пространстве школьного класса: анализ взаимодействия учителя-учеников;
  • Выбор послешкольной образовательной траектории: информированность, формирование притязаний, поиск направления обучения, удовлетворённость выбором;
  • Стратегии учения, адаптивное поведение и их связь с образовательными результатами учащихся из семей с разным объемом культурного капитала;
  • Территориальные и региональные различия образовательных результатов и траекторий учащихся;
  • Представления о гражданских правах и социальная активность старшеклассников из семей с разным объемом культурного капитала в динамике за 2000-е гг.;
  • Профессиональные характеристики и практики учителей и образовательные результаты учащихся с разным уровнем академических достижений и культурного капитала семьи;
  • Образовательные траектории учащихся из семей с разным СЭС, зарплатные и карьерные ожидания и результаты на рынке труда.


Лаборатория «Развитие университетов» (подробнее здесь)
Контактное лицо: Дарья Платонова, dplatonova@hse.ru
  • Роль массовых систем высшего образования в развитии общества и индивидов (экономический, социальный и культурный аспект);
  • Стратегический менеджмент в общественном секторе: подходы университетского управления в условиях внутренней неоднородности;
  • Оценка эффективности университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов;
  • Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства;
  • Наука в университетах постсоветского пространства;
  • Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитие регионов.



Центр исследования среднего профессионального образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Федор Дудырев, fdudyrev@hse.ru

  • Региональные системы среднего профессионального образования Российской Федерации: их типология и модели реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций;
  • Реформы в среднем профессиональном образовании Германии, Китая, Российской Федерации: сравнительный анализ;
  • Международный показатели эффективности национальных систем СПО: подходы ОЭСР, Мирового банка, ЮНЕСКО, WorldSkills International и других международных организаций;
  • Технологические инновации в системе среднего профессионального образования: российские и зарубежные практики;
  • Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании и подготовке.


Лаборатория профилактики асоциального поведения (подробнее здесь)

Контактное лицо: Иван Коновалов, ikonovalov@hse.ru

  • Исследование образовательных  и семейных факторов школьного насилия и травли;
  • Социальная перцепция агрессивных подростков.

Центр изучения школьных практик и образовательных программ 21 века (подробнее здесь)
Контактное лицо: Елена Чернобай, echernobaj@hse.ru
  • Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане задач социально-экономического развития общества и его идеологии (общества в целом и отдельных групп стейкхолдеров), их влияние на определение обязательного ядра учебного плана и планируемых образовательных результатов, а также на соотношение инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений; 
  • Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.); 
  • Как сформировать и удержать познавательный интерес и устойчивую учебную мотивацию современного ребенка? Какие методы создания и поддержания мотивации учения могут быть использованы при проектировании учебной программы и при ее реализации? Как вовлечь учащегося в учебный процесс, поменяв его позицию с пассивного учащегося, который просто получает информацию, к состоянию активного учащегося, который работает с информацией и достигает поставленных учебных целей, и затем к конструктивному саморегулируемому учащемуся, который продолжает учиться вне класса и создает собственные учебные цели? Как проводить мотивационный анализ куррикулума и использовать полученные данные для ее улучшения?;
  • Какие существуют формы организации куррикулума в пространстве и времени?
  • Как обеспечить реализацию дифференцированного / персонифицированного подхода в обучении?
  • Как выстроить/интегрировать учебную, внеурочную и внеучебную деятельность школьников на основе подхода "bigideas"?
  • Каково соотношение предметного знания, практических умений, социальных компетенций и навыков XXI века в программе общественно-научного образования в школе?
  • Возможно ли построение единого курса общественных наук на основе единых методологических оснований (big ideas)?  
  • Обновление содержания обучения в области общественно-научных предметов для формирования новой грамотности и ключевых компетенций учащихся
  • Проектирование практико-ориентированных программ подготовки педагогических кадров.
  • Развитие профессиональной позиции учителя в системе педагогической магистратуры.
  • Профессиональная культура учителя как предмет междисциплинарного исследования
  • Поддержка профессионального становления молодого учителя
  • Анализ педагогической эффективности образовательной программы "Учитель для России".


Центр развития лидерства в образовании (подробнее здесь)

Контактное лицо: Павел Сергоманов, psergomanov@hse.ru.

  • Цифровая трансформация системы общего образования;
  • Трансформация педагогического лидерства в школах в цифровую эпоху;
  • Распределенное лидерство и руководство в системе общего образования;
  • Стили управления образовательными организациями;
  • Развитие университетских школ в крупных городах;
  • Эффекты реализации образовательных программ в рамках концепции школ ступеней обучения.

 Институт развития образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Павел Деркачев, pderkachev@gmail.com

  • Внутренние и внешние факторы изменения эффективности образовательных организаций;
  • Динамика цен, зарплат, производительности труда в высшем образовании (на макроуровне или на микроуровне);
  • Экономика онлайн образования в университетах: удается ли преодолеть баумолевскую болезнь издержек;
  • Влияние эффективного контракта на результаты труда преподавательского состава образовательных организаций (качество преподавания, методической работы и научных исследований);
  • Изменения в распределении ресурсов между образовательными организациями после введения нормативно-подушевого финансирования (в РФ, в отрасли, в регионе);
  • Потребительский выбор семей в системе персонифицированного финансирования образовательных программ.

 

Личные темы

  • Трансформация российской магистратуры (куратор А.В. Гармонова, agarmonova@hse.ru);
  • Развитие дополнительного профессионального образования в университете как новый вызов для  организации высшего образования (куратор И.А. Коршунов, ikorshunov@hse.ru).

                                           


                                           

                                          Нашли опечатку?
                                          Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
                                          Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.