• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для аспирантов и магистрантов

Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:

Центр исследований современного детства (подробнее здесь)

Контактное лицо: Елизавета Сивак, esivak@hse.ru

  • Психологическое благополучие учащихся в цифровом веке
  • Влияние социального окружения на учащихся
  • Онлайн-поведение детей и подростков
  • Искусственный интеллект в образовании
  • Практики конструирования детства и ребенка в СМИ
  • Самостоятельность современного подростка: траектории развития
  • Родительский контроль (в т.ч. за онлайн-поведением) и пространство поддержания детской автономии
  • Практики секретности и автономия подростков
  • Влияние характеристик среды на раннее развитие ребенка
  • Изучение родительских практик
  • Проектная деятельность (ПД) школьников (контактное лицо по этой теме Алексей Обухов — aobuhov@hse.ru)

                    Лаборатория культурсоциологии и антропологии образования (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Екатерина Павленко, epavlenko@hse.ru

                    • Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства
                    • Культурные, институциональные и социоэкономические факторы выхода на рынок труда
                    • Нарративы образовательного выбора и взросления 
                    • Классовая культура, мобильность и карьерно-образовательный выбор
                    • Роль образов успешности, «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории
                    • Культурные факторы и  механизмы принятия образовательных решений на разных этапах траектории (в 9 классе, в 11 классе) 
                    • Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна

                    Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского  (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Заир-Бек Сергей Измаилович, szair-bek@hse.ru

                    • Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизациТрансформация советской школы в постсоветских странах. Исследование транзитного периода
                    • Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей
                    • Развитие неформального сектора образования для детей
                    • Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений
                    • Сравнительный анализ эффективности политик и конкретных проектов улучшения качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях

                    Центр психометрики и измерений в образовании  (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Ирина Брун, ibrun@hse.ru

                    • Роль социального и эмоционального развития/некогнитивных навыков в образовательном процессе
                    • Эффективность мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков детей и подростков 
                    • Измерение процессов узнавания лиц и распознавания  эмоций и их когнитивные и некогнитивные предикторы в школьном возрасте 
                    • Автоматическое оценивание ответов на задания с помощью алгоритмов машинного обучения
                    • Использование данных различной природы, в том числе, цифровых следов, для анализа цифровых измерительных инструментов
                    • Изучение связи между интерфейсом измерительного инструмента и его психометрическими свойствами
                    • Автоматическая генерация заданий, обладающих заранее заданными психометрическими характеристиками
                    • Разработка обучающих систем, основанных на оценивании (assessment as learning) 
                    • Использование дополнительной информации (в том числе времени ответа) для повышения точности оценивания и/или улучшения психометрических характеристик цифровых инструментов 
                    • Разработка и валидизация инструментов измерения универсальных компетентностей (цифровая грамотность, ИК компетентность, 4К) 
                    • Разработка и валидизация инновационных инструментов измерения в образовании, измерение прогресса
                    • Психометрические проблемы инновационных инструментов оценивания в образовании
                    • Разработка и валидизация инструментария оценивания навыков критического мышления студентов вузов
                    • Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений при проведении международных сравнительных исследований в образовании
                    • Психометрические проблемы массовых процедур тестирования (деятельность экспертов, установление пороговых баллов, параллельность вариантов и др.)

                                              Лаборатория инноваций в образовании (подробнее здесь)

                                              Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru

                                              • Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования
                                              • Факторы выживаемости низовых инноваций в области образовании.
                                              • Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования
                                              • Исследование трендов в образовании с помощью Machine Learning
                                              • Формирование команд низовых инноваций в области образования
                                              • Изучение образовательной экосистемы в регионах России
                                              • Детерминанты инновационного поведения по материалам самопрезентации в социальной сети
                                              • Исследование роли низовых инноваций  в процессе модернизации российского образования
                                              • Адапторско-инноваторский когнитивные стили мышления различных акторов образовательного процесса

                                                            Лаборатория образовательного права (подробнее здесь)

                                                            Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru

                                                            1. Федерализм в образовании
                                                            • Федерализм в образовании в национальном и международном праве
                                                            • Федерализм в образовании в сравнительных перспективах
                                                            • Предмет совместного ведения в области политики и в области образования (возникающие конфликты и несоответствия)
                                                            • Лучшие практики федерального и регионального сотрудничества в области образовательной политики
                                                            • Судебная практика федеральных и региональных судов по федерализму в образовании
                                                                  2. Право на образование
                                                                  • Содержание права на образование (базовый уровень,гарантии образовательной мобильности и равенство доступа к образованию)
                                                                  • Права человека и право на образование
                                                                  • Способы защиты права на образование
                                                                  • Правовое регулирование содержания образования
                                                                  • Права родителей в образовании
                                                                  • Роль международного права в национальном законодательстве об образовании
                                                                  • Обучение на протяжении всей жизни
                                                                  • Неформальное образование
                                                                              3. Неравенство в образовании
                                                                              • Концепция равных возможностей в образовании
                                                                              • Препятствия в доступе к образованию
                                                                              • Равенство учащихся в учебном процессе
                                                                              • Правовые механизмы преодоления неравенства в образовании
                                                                              • Позитивные действия / Позитивная дискриминация
                                                                                    4. Подотчетность и автономия
                                                                                    • Система управления учебной организацией и преподавательским составом
                                                                                    • Участие в управлении образовательной организацией общественности и родителей
                                                                                    • Государственное и негосударственное участие в системе подотчетности
                                                                                    • Правовой статус преподавателей в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность
                                                                                    • Правовой статус директоров школ в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность
                                                                                    • Участие студентов в управлении образовательной организацией
                                                                                    • Государственный контроль и надзор над образовательными организациями

                                                                                              Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)

                                                                                              Контактное лицо: Евгений Терентьев, eterentev@hse.ru

                                                                                              • Модели организации аспирантской подготовки и их эффективность
                                                                                              • Научное руководство аспирантами в российских вузах
                                                                                              • Трансформация работы университетских преподавателей в условиях цифровизации

                                                                                                Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании (подробнее здесь)

                                                                                                Контактное лицо: Андрей Захаров, abzakharov@hse.ru

                                                                                                • Социально-экономическое неравенство при выборе образовательной траектории после 9 и 11 класса
                                                                                                • Учащиеся с низким социально-экономическим положением и высокими академическими результатами: преодоление барьеров
                                                                                                • Региональные барьеры доступности высшего образования
                                                                                                • Образовательное неравенство и практики дифференциации учащихся в школе
                                                                                                • Учительские установки и ожидания, направленные на учащихся с разными способностями и склонностями
                                                                                                • Проблематизация роли учителя в формировании мотивации учащихся
                                                                                                • Сравнение специфики понимания и применения дифференцированного подхода в школах и университетах
                                                                                                • Модели учительских представлений о воспитании учащихся как основа образовательных предпочтений
                                                                                                • Проблема неравной вовлеченности в классную работу "сильных" и "слабых" учащихся
                                                                                                • Возможности диалога в пространстве школьного класса: анализ взаимодействия учителя-учеников
                                                                                                • Выбор послешкольной образовательной траектории: информированность, формирование притязаний, поиск направления обучения, удовлетворённость выбором
                                                                                                • Стратегии учения, адаптивное поведение и их связь с образовательными результатами учащихся из семей с разным объемом культурного капитала;
                                                                                                • Территориальные и региональные различия образовательных результатов и траекторий учащихся
                                                                                                • Представления о гражданских правах и социальная активность старшеклассников из семей с разным объемом культурного капитала в динамике за 2000-е гг.
                                                                                                • Профессиональные характеристики и практики учителей и образовательные результаты учащихся с разным уровнем академических достижений и культурного капитала семьи
                                                                                                • Образовательные траектории учащихся из семей с разным СЭС, зарплатные и карьерные ожидания и результаты на рынке труда

                                                                                                                            Лаборатория «Развитие университетов» (подробнее здесь)

                                                                                                                            Контактное лицо: Дарья Платонова, dplatonova@hse.ru

                                                                                                                            • Роль массовых систем высшего образования в развитии общества и индивидов (экономический, социальный и культурный аспект)
                                                                                                                            • Оценка эффективности и результативнсоти университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов
                                                                                                                            • Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства
                                                                                                                            • Наука в университетах постсоветского пространства
                                                                                                                            • Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитие регионов
                                                                                                                            • “Распаковка” высшего образования (руководитель И.Д.Фрумин)

                                                                                                                                    Центр развития навыков и профессионального образования  (подробнее здесь)

                                                                                                                                    Контактное лицо: Федор Дудырев, fdudyrev@hse.ru

                                                                                                                                    • Региональные системы среднего профессионального образования Российской Федерации: их типология и модели реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций
                                                                                                                                    • Реформы в среднем профессиональном образовании Германии, Китая, Российской Федерации: сравнительный анализ
                                                                                                                                    • Международный показатели эффективности национальных систем СПО: подходы ОЭСР, Мирового банка, ЮНЕСКО, WorldSkills International и других международных организаций
                                                                                                                                    • Технологические инновации в системе среднего профессионального образования: российские и зарубежные практики
                                                                                                                                    • Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании и подготовке

                                                                                                                                          Лаборатория профилактики асоциального поведения (подробнее здесь)

                                                                                                                                          Контактное лицо: Иван Коновалов, ikonovalov@hse.ru

                                                                                                                                          • Исследование образовательных  и семейных факторов школьного насилия и травли
                                                                                                                                          • Социальная перцепция агрессивных подростков

                                                                                                                                          Лаборатория проектирования содержания образования (подробнее здесь)

                                                                                                                                          Контактное лицо: Тарас Пащенко, tpaschenko@hse.ru

                                                                                                                                          • Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане социокультурных ценностей и задач социально-экономического развития общества и его идеологии, их влияние на определение обязательного ядра учебного плана и планируемых образовательных результатов, а также на соотношение обязательного для всех «ядра» и части, формируемой самостоятельно школами, учителями. 
                                                                                                                                          • Структурирование образовательных программ: выделение ключевых понятий и вопросов, «больших идей»; выделение умений и связь умений с ключевыми понятиями; формулирование образовательных результатов; принципы разворачивания понятий, умений, результатов по ступеням обучения. Приоритетные для центра области: обществознание, история, экономическая география; начальная школа.
                                                                                                                                          • Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.);  
                                                                                                                                          •  Проектирование образовательных программ, предполагающих развитие универсальных компетентностей и новой грамотности одновременно с изучением «традиционного» предметного знания.
                                                                                                                                          • Педагогические практики реализации образовательных программ, структурированных относительно ключевых понятий и «больших идей» и ориентированных на овладение универсальными компетентностями и новой грамотностью.
                                                                                                                                          • Воспроизводимые и масштабируемые принципы разработки учебных заданий, способствующих развитию универсальных компетентностей и новой грамотности на базе предметного контента.
                                                                                                                                          • Проектирование практико-ориентированных программ подготовки педагогических кадров.
                                                                                                                                          • Развитие профессиональной позиции учителя в системе педагогической магистратуры.
                                                                                                                                          • Профессиональная культура учителя как предмет междисциплинарного исследования

                                                                                                                                                        Центр финансово-экономических решений в образовании (подробнее здесь)

                                                                                                                                                        Контактное лицо: Кирилл Зиньковский, kzinkovsky@hse.ru

                                                                                                                                                        • Внутренние и внешние факторы изменения эффективности образовательных организаций.
                                                                                                                                                        • Динамика цен, зарплат, производительности труда в высшем образовании (на макроуровне или на микроуровне).
                                                                                                                                                        • Экономика онлайн образования в университетах: удается ли преодолеть баумолевскую болезнь издержек.
                                                                                                                                                        • Влияние эффективного контракта на результаты труда преподавательского состава образовательных организаций (качество преподавания, методической работы и научных исследований).
                                                                                                                                                        • Изменения в распределении ресурсов между образовательными организациями после введения нормативно-подушевого финансирования (в РФ, в отрасли, в регионе).
                                                                                                                                                        • Потребительский выбор семей в системе персонифицированного финансирования образовательных программ

                                                                                                                                                                Лаборатория цифровой трансформации образования (подробнее здесь)

                                                                                                                                                                Контактное лицо: Иван Карлов, ikarlov@hse.ru

                                                                                                                                                                • Учебные симуляторы в системе технических средств обучения
                                                                                                                                                                • Эволюция дидактической игры в эпоху цифровой трансформации образования
                                                                                                                                                                • Проектная деятельность в системе дидактической игры
                                                                                                                                                                • Образовательные видеоигры: теория и практика
                                                                                                                                                                • Видеоигра в системе непрерывного образования
                                                                                                                                                                • Игровые технологии как фактор трансформации содержания образования
                                                                                                                                                                • Дидактический потенциал игры в реализации личносто-ориентированного подхода 
                                                                                                                                                                • Игровые технологии в процессе оптимизации учебно-материальной среды
                                                                                                                                                                • Современные подходы к отбору игровых технологий в учебном процессе
                                                                                                                                                                • Игровые технологии в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями
                                                                                                                                                                • Роль игры в формировании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе
                                                                                                                                                                • Симуляционные технологии в образовании: анализ мирового и отечественного опыта использования
                                                                                                                                                                • Игровая технология как технология формирования познавательных интересов учащихся
                                                                                                                                                                • Игровые технологии как инструменты оценивания учебных результатов
                                                                                                                                                                • Методическое сопровождение внедрения игровых технологий в образовательный процесс
                                                                                                                                                                • Изучение и сравнительный анализ подходов к персонализации и алгоритмов ИИ, используемых на платформах электронного обучения (Aleks, Squirell AI Learning и др.)
                                                                                                                                                                • Трансформация образовательного процесса при использовании адаптивных образовательных инструментов и платформ.
                                                                                                                                                                • Изучение опыта организации образовательного процесса с использованием платформ электронного обучения с элементами ИИ.
                                                                                                                                                                • Сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации организаций высшего образования в РФ и мире: основные подходы и элементы моделей цифровой трансформации
                                                                                                                                                                • Исследование по возможностям и опыту использования управления на основе данных в деятельности вузов
                                                                                                                                                                • Управление цифровой трансформацией образовательной организации
                                                                                                                                                                • Изучение изменения опыта учителей при разработке и апробации новых моделей обучения.
                                                                                                                                                                • Прогнозирование/оценка возможного влияние перспективных ЦТ на методы и организационные формы учебной работы, а также изменение существующей/складывающейся стихийно системы образования в различных социальных условиях (мегаполис, город, пригород, село и т.п.)
                                                                                                                                                                • Изучение использования инструментов самооценивания цифровой трансформации при формировании стратегии управления образовательной организацией
                                                                                                                                                                • Изучение инновационных педагогических практик в процессе цифровой трансформации.
                                                                                                                                                                • Изучение потенциала, опыта и результативности использования в учебном процессе ключевых цифровых технологий. 
                                                                                                                                                                • Горизонтальные (сетевые) взаимодействия в образовательном процессе. 

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                Нашли опечатку?
                                                                                                                                                                Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
                                                                                                                                                                Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.