Для аспирантов и магистрантов
Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:
Центр исследований современного детства (подробнее здесь)
Контактное лицо: Елизавета Сивак, esivak@hse.ru
- Психологическое благополучие учащихся в цифровом веке
- Влияние социального окружения на учащихся, структура сетей учащихся
- Онлайн-поведение детей и подростков
- Неравенство, дифференциация и дискриминация в цифровом веке
- Практики конструирования детства и ребенка в СМИ
- Самостоятельность современного подростка: траектории развития
- Родительский контроль (в т.ч. за онлайн-поведением) и пространство поддержания детской автономии
- Практики секретности и автономия подростков
- Школьный климат и различные его аспекты и их влияние на благополучие/неблагополучие ребенка (буллинг, конфликты, прогулы, утрата учебной мотивации и т.п.)
- Влияние характеристик среды на раннее развитие ребенка
- Изучение родительских практик
- Психологические особенности и закономерности развития в раннем возрасте и социокультурная среда XXI века (приглашенный научный руководитель -Николай Вересов, профессор Университета Монаша, Австралия)
- Проектная деятельность (ПД) школьников (контактное лицо по этой теме Алексей Обухов aobuhov@hse.ru)
Центр социологии культуры (подробнее здесь)
Контактное лицо: Дмитрий Куракин, dmitry.kurakin@hse.ru
- Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства.
- Культурные, институциональные и социоэкономические факторы выхода на рынок труда.
- Нарративы образовательного выбора и взросления.
- Классовая культура, мобильность и карьерно-образовательный выбор.
- Роль образов успешности, «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории.
- Культурные факторы и механизмы принятия образовательных решений на разных этапах траектории (в 9 классе, в 11 классе).
- Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна.
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского (подробнее здесь)
Контактное лицо: Косарецкий Сергей Геннадьевич, skosaretski@hse.ru
- Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизации
- Трансформация советской школы и дополнительного в постсоветских странах. Исследование транзитного периода
- Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей
- Развитие неформального сектора образования для детей, в т.ч. он-лайн образование, Edutainment
- Экосистемы образования, “распаковка школы”.
- Социальный капитал школы, взаимодействие школы и местного сообщества, семей, социальное партнерство, сетевое взаимодействие
- Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений
- Улучшение качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях
- Формирование экологической грамотности в дополнительном образовании
- Профилактика и коррекция трудностей в обучении, обусловленных социальными (контекстными) факторами
- Территориальная мобильность в общем образовании
- Образование детей мигрантов
Центр психометрики и измерений в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Екатерина Орел, eorel@hse.ru
- Роль социального и эмоционального развития/некогнитивных навыков в образовательном процессе
- Эффективность мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков детей и подростков
- Измерение процессов узнавания лиц и распознавания эмоций и их когнитивные и некогнитивные предикторы в школьном возрасте
- Автоматическое оценивание ответов на задания с помощью алгоритмов машинного обучения
- Использование данных различной природы, в том числе, цифровых следов, для анализа цифровых измерительных инструментов
- Изучение связи между интерфейсом измерительного инструмента и его психометрическими свойствами
- Автоматическая генерация заданий, обладающих заранее заданными психометрическими характеристиками
- Разработка обучающих систем, основанных на оценивании (assessment as learning)
- Использование дополнительной информации (в том числе времени ответа) для повышения точности оценивания и/или улучшения психометрических характеристик цифровых инструментов
- Разработка и валидизация инструментов измерения универсальных компетентностей (цифровая грамотность, ИК компетентность, 4К)
- Разработка и валидизация инновационных инструментов измерения в образовании, измерение прогресса
- Психометрические проблемы инновационных инструментов оценивания в образовании
- Разработка и валидизация инструментария оценивания навыков критического мышления студентов вузов
- Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений при проведении международных сравнительных исследований в образовании
- Психометрические проблемы массовых процедур тестирования (деятельность экспертов, установление пороговых баллов, параллельность вариантов и др.)
- Психометрическое моделирование поведения респондентов в когнитивном тестировании (анализ точности и времени ответов, анализ эффекта порядка предъявления заданий, анализ speed-accuracy trade-off)
- Методология оценивания прогресса и изменений в лонгитюдных исследованиях и кросс-секционных исследованиях образовательных достижений, когнитивного и некогнитивного развития (модели роста, анализ латентных классов, квази-экспериментальные методы)
- Методология оценивания трудностей в обучении и выделения групп детей со специфическими трудностями в математике и чтении в начальной школе
- Оценка индивидуальных траекторий и прогресса детей с трудностями в обучении
- Оценка эффектов композиционных характеристик класса (гетерогенность класса, средняя успеваемость класса, средние показатели социально-экономического статуса и т.п.) на академическое и неакадемическое развитие школьников (эффект гетерогенности класса, эффект “Большой лягушки в маленьком пруду” и т.п.)
- Исследование формирования и развития математических компетенций и навыков работы с количественной информацией в начальной школе
- Разработка концептуальной и теоретической моделей измерения универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов»
- Разработка инструментов измерения универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов в методологии Evidence-Centred Design
- Проведение исследований развития универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов (в том числе, сравнительных межстрановых)
- Выявление контекстных факторов, определяющих формирование и развитие компетенций у студентов вузов
Лаборатория инноваций в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru
- Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования.
- Факторы выживаемости низовых инноваций в области образовании.
- Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования.
- Исследование трендов в образовании с помощью Machine Learning.
- Формирование команд низовых инноваций в области образования.
- Изучение образовательной экосистемы в регионах России.
- Детерминанты инновационного поведения по материалам самопрезентации в социальной сети.
- Исследование роли низовых инноваций в процессе модернизации российского образования.
- Адапторско-инноваторский когнитивные стили мышления различных акторов образовательного процесса.
Лаборатория образовательного права (подробнее здесь)
Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru
1. Федерализм в образовании
- Федерализм в образовании в национальном и международном праве.
- Федерализм в образовании в сравнительных перспективах.
- Предмет совместного ведения в области политики и в области образования (возникающие конфликты и несоответствия).
- Лучшие практики федерального и регионального сотрудничества в области образовательной политики.
- Судебная практика федеральных и региональных судов по федерализму в образовании.
2. Право на образование
- Содержание права на образование (базовый уровень,гарантии образовательной мобильности и равенство доступа к образованию).
- Права человека и право на образование.
- Способы защиты права на образование.
- Правовое регулирование содержания образования.
- Права родителей в образовании.
- Роль международного права в национальном законодательстве об образовании.
- Обучение на протяжении всей жизни.
- Неформальное образование.
3. Неравенство в образовании
- Концепция равных возможностей в образовании.
- Препятствия в доступе к образованию.
- Равенство учащихся в учебном процессе.
- Правовые механизмы преодоления неравенства в образовании.
- Позитивные действия / Позитивная дискриминация.
4. Подотчетность и автономия
- Система управления учебной организацией и преподавательским составом.
- Участие в управлении образовательной организацией общественности и родителей.
- Государственное и негосударственное участие в системе подотчетности.
- Правовой статус преподавателей в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
- Правовой статус директоров школ в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
- Участие студентов в управлении образовательной организацией.
- Государственный контроль и надзор над образовательными организациями.
Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Евгений Терентьев, eterentev@hse.ru
- Модели организации аспирантской подготовки и их эффективность
- Научное руководство аспирантами в российских вузах
- Студенческий опыт и факторы образовательных результатов студентов
Лаборатория дизайна обучения в высшем образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Елена Другова, edrugova@hse.ru
- Теория когнитивной нагрузки: практическое применение в высшем образовании, возможности и ограничения
- Саморегуляция учебной деятельности в онлайн образовательной среде
- Влияние элементов peer-to-peer обучения в онлайн формате на успеваемость студентов
- Peer-to-peer обучение: возможность и ограничения его применения в высшем образовании
- Реализация программ высшего образования полностью в онлайн формате: анализ кейсов
- Анализ текущего состояния и мониторинг развития деятельности по поддержке преподавания в ведущих российских университетах, выявление лучших практик (существующих проектов, продуктов, программ, форм институциональной поддержки)
- Использование моделей педагогического дизайна для разработки образовательных решений
- Проектирование системы оценивания и обратной связи для обеспечения качества смешанного обучения
- Запрос на применение учебной аналитики со стороны преподавателей: сравнителньый анализ ситуации в России и мире (по собранному соц. материалу)
- Внедрение учебной аналитики в процесс обучения: организационно-управленческий аспект (управление изменениями)
- Апробация модели 4C ID для разработки учебного курса и его экспериментальная апробация
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Анастасия Капуза, akapuza@hse.ru
- Стратегии учителей по использованию диджитал-ресурсов в учебном процессе.
- Онлайн-обучение и его эффективность.
- Дистанционное обучение в вузах / колледжах.
- Взаимодействие преподавателей, учащихся и их родителей в цифровой среде.
- Особенности использования учителями различных цифровых инструментов в образовательном процессе.
- Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования инноваций в образовании.
- Неравенство в сфере цифровизации образования.
Контактное лицо: Олег Лешуков, oleshukov@hse.ru
- Роль массовых систем высшего образования в развитии общества и индивидов (экономический, социальный и культурный аспект).
- Оценка эффективности и результативности университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов.
- Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства.
- Наука в университетах постсоветского пространства.
- Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитии регионов.
- “Распаковка” высшего образования (руководитель И.Д.Фрумин).
Центр развития навыков и профессионального образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Федор Дудырев, fdudyrev@hse.ru
- Региональные системы среднего профессионального образования Российской Федерации: их типология и модели реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций.
- Реформы в среднем профессиональном образовании Германии, Китая, Российской Федерации: сравнительный анализ.
- Международные показатели эффективности национальных систем СПО: подходы ОЭСР, Мирового банка, ЮНЕСКО, WorldSkills International и других международных организаций.
- Технологические инновации в системе среднего профессионального образования: российские и зарубежные практики.
- Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании и подготовке.
Лаборатория исследований человеческого капитала и образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Павел Сорокин, psorokin@hse.ru- Обучение предпринимательству в вузах: практики, результаты, эффекты
- “агентность” (“активная самостоятельность”) как элемент человеческого капитала: теоретическая концептуализация и эмпирический анализ
- измерение и оценка человеческого капитала: оценка эффективности современных практик, основанных на использовании цифровых технологий
- Структура человеческого капитала после 2020: переосмысление существующих типологий и эмпирическая проверка
Лаборатория проектирования содержания образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Тарас Пащенко, tpaschenko@hse.ru
-
Сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных программ по словесности в основной и старшей школе.
- Трансформация литературного образования в основной и старшей школе с конца 80-х годов по настоящее время.
- Сравнительный анализ тенденций и траекторий развития школьных программ по литературе в основной и старшей школе в постсоветских странах после распада СССР.
- Концептуально-ориентированное обучение: структурирование контента образовательных продуктов (курсов, программ) через выделение ключевых понятий и вопросов, «больших идей».
- Подходы и инструменты разработки и систематизации образовательных результатов разных типов (предметных, метапредметных, личностных и др): таксономии, графы, матрицы.
- Образовательная урбанистика (эргономика образовательных пространств города, эволюция образовательных пространств древних и современных городов, театр как образовательное пространство).
- История педагогической культуры (история античной педагогики, история западноевропейской педагогики, история куррикулума, становление и развитие антропологических идей, становление и развитие образовательного дискурса).
- Воспроизводимые и масштабируемые принципы разработки учебных заданий, способствующих развитию универсальных компетентностей и новой грамотности на базе предметного контента.
- Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.).
- Проектирование образовательных продуктов (упражнений, курсов, программ), направленных на развитие универсальных компетентностей (критического и креативного мышления, коммуникации и совместной работы, саморегуляции и самоорганизации) и новой грамотности (правовой, финансовой, экологической, грамотности в области здоровья, естественнонаучной и других).
- Педагогические практики реализации образовательных программ, структурированных относительно ключевых понятий и «больших идей» и ориентированных на овладение универсальными компетентностями и новой грамотностью.
- Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане социокультурных ценностей и задач социально-экономического развития общества и его идеологии, их влияние на определение содержания образования
Центр финансово-экономических решений в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Кирилл Зиньковский, kzinkovsky@hse.ru
- Внутренние и внешние факторы изменения эффективности образовательных организаций.
- Динамика цен, зарплат, производительности труда в высшем образовании (на макроуровне или на микроуровне).
- Экономика онлайн образования в университетах: удается ли преодолеть баумолевскую болезнь издержек.
- Влияние эффективного контракта на результаты труда преподавательского состава образовательных организаций (качество преподавания, методической работы и научных исследований).
- Изменения в распределении ресурсов между образовательными организациями после введения нормативно-подушевого финансирования (в РФ, в отрасли, в регионе).
- Потребительский выбор семей в системе персонифицированного финансирования образовательных программ.
Лаборатория цифровой трансформации образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Иван Карлов, ikarlov@hse.ru
- Учебные симуляторы в системе технических средств обучения.
- Эволюция дидактической игры в эпоху цифровой трансформации образования.
- Проектная деятельность в системе дидактической игры.
- Образовательные видеоигры: теория и практика.
- Видеоигра в системе непрерывного образования.
- Игровые технологии как фактор трансформации содержания образования.
- Дидактический потенциал игры в реализации личносто-ориентированного подхода.
- Игровые технологии в процессе оптимизации учебно-материальной среды.
- Современные подходы к отбору игровых технологий в учебном процессе.
- Игровые технологии в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
- Роль игры в формировании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.
- Симуляционные технологии в образовании: анализ мирового и отечественного опыта использования.
- Игровая технология как технология формирования познавательных интересов учащихся.
- Игровые технологии как инструменты оценивания учебных результатов.
- Методическое сопровождение внедрения игровых технологий в образовательный процесс.
- Изучение и сравнительный анализ подходов к персонализации и алгоритмов ИИ, используемых на платформах электронного обучения (Aleks, Squirell AI Learning и др.)
- Трансформация образовательного процесса при использовании адаптивных образовательных инструментов и платформ.
- Изучение опыта организации образовательного процесса с использованием платформ электронного обучения с элементами ИИ.
- Сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации организаций высшего образования в РФ и мире: основные подходы и элементы моделей цифровой трансформации.
- Исследование по возможностям и опыту использования управления на основе данных в деятельности вузов.
- Управление цифровой трансформацией образовательной организации.
- Изучение изменения опыта учителей при разработке и апробации новых моделей обучения.
- Прогнозирование/оценка возможного влияние перспективных ЦТ на методы и организационные формы учебной работы, а также изменение существующей/складывающейся стихийно системы образования в различных социальных условиях (мегаполис, город, пригород, село и т.п.)
- Изучение использования инструментов самооценивания цифровой трансформации при формировании стратегии управления образовательной организацией.
- Изучение инновационных педагогических практик в процессе цифровой трансформации.
- Изучение потенциала, опыта и результативности использования в учебном процессе ключевых цифровых технологий.
- Горизонтальные (сетевые) взаимодействия в образовательном процессе.
Личные темы
Исак Давидович Фрумин, ifroumin@hse.ru
- Как образовательные организации работают с запросами рынка труда и реагируют на новые требования к человеческому капиталу
- Агентность, самостоятельность, инициатива как цель образования
- Неравенство в высшем образовании в постсоциалистических странах
- Заочное высшее образование – динамика развития и пути повышения эффективности
- Дидактика смешанного обучения в высшем образовании
- Скрытая учебная программа в университетах – что помимо учебного плана формирует образовательный опыт студентов
- Деградирующие школы
- Современные теории возрастных переходов и их приложение в практике организации школы
- Скрытая учебная программа в школах – что помимо учебного плана формирует образовательный опыт школьников
- Как меняется участие семьи в образовании
Евгений Дмитриевич Патаракин, epatarakin@hse.ru
- Учебная аналитика совместной деятельности
- Многоагентное моделирование совместной учебной деятельности
- Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами
- Формирование вычислительного мышления в средах создания игр и цифровых историй
Андрей Владимирович Ловаков, lovakov@hse.ru
- Изучение высшего образования как области исследований на основе анализа публикаций (библиометрический анализ)
- Гендерные различия в авторстве публикаций в журналах по высшему образованию
- Анализ развития науки в постсоветских странах
Илья Аркадьевич Прахов, iprahov@hse.ru
- Факторы межрегиональной доступности высшего образования (количественные и качественные исследования)
- Особенности введения эффективного контракта в российских вузах и его влияние на систему стимулов ППС
- Детерминанты отдачи от высшего образования
- Сигнальная функция высшего образования в России
Аббакумов Дмитрий Федорович, dabbakumov@hse.ru
- Учебная и психометрическая аналитика в цифровых учебных средах
- Измерения и оценивание в цифровых учебных средах
- Моделирование когнитивных процессов в цифровых учебных средах
- Методы машинного обучения и науки о данных в педагогических измерениях
Хархурин Анатолий Владимирович, akharkhurin@hse.ru
- Развитие креативных способностей через языковую практику