• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для аспирантов и магистрантов

Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:

Центр исследований современного детства (подробнее здесь)

Контактное лицо: Елизавета Сивак, esivak@hse.ru

  •  Дифференциация в цифровом пространстве
  • Эмоциональное благополучие учащихся в цифровом веке
  • О чем говорят учащиеся
  • Влияние социального окружения на учащихся
  • Проектная деятельность (ПД) школьников
  • Цифровые следы и родители
  • Искусственный интеллект в образовании
  • Практики конструирования дошкольного детства в СМИ
  • Самостоятельность современного подростка: траектории развития
  • Родительский контроль и пространство поддержания детской автономии
  • Практики секретности и автономия подростков.

Лаборатория культурсоциологии и антропологии образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Екатерина Павленко, epavlenko@hse.ru

  • Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства
  • Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна
  • Нарративы образовательного выбора и взросления
  • Вторичные эффекты неравенства в образовательных и профессиональных траекториях
  • Роль образов успешности, образов «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории
  • Культурные факторы и  механизмы принятия образовательных решений на разных этапах (в 9 классе, в 11 классе)
  • Исследование образовательных «манёвров» и смен трека в рамках одной траектории (смена специальности, профессии).

Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского  (подробнее здесь)

Контактное лицо: Заир-Бек Сергей Измаилович, szair-bek@hse.ru

  • Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизации
  • Трансформация советской школы в постсоветских странах. Исследование транзитного периода
  • Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей
  • Развитие неформального сектора образования для детей
  • Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений
  • Сравнительный анализ эффективности политик и конкретных проектов улучшения качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях.

Центр психометрики и измерений в образовании  (подробнее здесь)

Контактное лицо: Ирина Брун, ibrun@hse.ru

  • Роль социального и эмоционального развития/некогнитивных навыков в образовательном процессе
  • Эффективность мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков детей и подростков
  • Измерение процессов узнавания лиц и распознавания эмоций и их когнитивные и некогнитивные предикторы в школьном возрасте
  • Автоматическое оценивание ответов на задания с помощью алгоритмов машинного обучения
  • Использование данных различной природы, в том числе, цифровых следов, для анализа цифровых измерительных инструментов
  • Изучение связи между интерфейсом измерительного инструмента и его психометрическими свойствами
  • Автоматическая генерация заданий, обладающих заранее заданными психометрическими характеристиками
  • Разработка обучающих систем, основанных на оценивании (assessment as learning)
  • Использование дополнительной информации (в том числе времени ответа) для повышения точности оценивания и/или улучшения психометрических характеристик цифровых инструментов
  • Разработка и валидизация инструментов измерения универсальных компетентностей (цифровая грамотность, ИК компетентность, 4К)
  • Разработка и валидизация инновационных инструментов измерения в образовании, измерение прогресса
  • Психометрические проблемы инновационных инструментов оценивания в образовании
  • Разработка и валидизация инструментария оценивания навыков критического мышления студентов вузов
  • Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений при проведении международных сравнительных исследований в образовании
  • Психометрические проблемы массовых процедур тестирования (деятельность экспертов, установление пороговых баллов, параллельность вариантов и др.)

Лаборатория инноваций в образовании (подробнее здесь)

Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru

  • Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования
  • Факторы выживаемости низовых инноваций в области образовании.
  • Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования
  • Исследование трендов в образовании с помощью Machine Learning
  • Формирование команд низовых инноваций в области образования
  • Изучение образовательной экосистемы в регионах России
  • Детерминанты инновационного поведения по материалам самопрезентации в социальной сети
  • Исследование роли низовых инноваций  в процессе модернизации российского образования
  • Адапторско-инноваторский когнитивные стили мышления различных акторов образовательного процесса.

Лаборатория образовательного права (подробнее здесь)

Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru

1. Федерализм в образовании

  • Федерализм в образовании в национальном и международном праве
  • Федерализм в образовании в сравнительных перспективах
  • Предмет совместного ведения в области политики и в области образования (возникающие конфликты и несоответствия)
  • Лучшие практики федерального и регионального сотрудничества в области образовательной политики
  • Судебная практика федеральных и региональных судов по федерализму в образовании.

2. Право на образование

  • Содержание права на образование (базовый уровень,гарантии образовательной мобильности и равенство доступа к образованию)
  • Права человека и право на образование
  • Способы защиты права на образование
  • Правовое регулирование содержания образования
  • Права родителей в образовании
  • Роль международного права в национальном законодательстве об образовании
  • Обучение на протяжении всей жизни
  • Неформальное образование.

3. Неравенство в образовании

  • Концепция равных возможностей в образовании
  • Препятствия в доступе к образованию
  • Равенство учащихся в учебном процессе
  • Правовые механизмы преодоления неравенства в образовании
  • Позитивные действия / Позитивная дискриминация.

4. Подотчетность и автономия

  • Система управления учебной организацией и преподавательским составом
  • Участие в управлении образовательной организацией общественности и родителей
  • Государственное и негосударственное участие в системе подотчетности
  • Правовой статус преподавателей в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность
  • Правовой статус директоров школ в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность
  • Участие студентов в управлении образовательной организацией
  • Государственный контроль и надзор над образовательными организациями.

Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Евгений Терентьев, eterentev@hse.ru

  • Модели организации аспирантской подготовки и их эффективность
  • Научное руководство аспирантами в российских вузах
  • Трансформация работы университетских преподавателей в условиях цифровизации.

Международная лаборатория анализа образовательной политики (подробнее здесь)

Контактное лицо: Андрей Захаров, abzakharov@hse.ru

  • Социально-экономическое неравенство при выборе образовательной траектории после 9 и 11 класса
  • Учащиеся с низким социально-экономическим положением и высокими академическими результатами: преодоление барьеров
  • Региональные барьеры доступности высшего образования
  • Образовательное неравенство и практики дифференциации учащихся в школе
  • Учительские установки и ожидания, направленные на учащихся с разными способностями и склонностями
  • Проблематизация роли учителя в формировании мотивации учащихся
  • Сравнение специфики понимания и применения дифференцированного подхода в школах и университетах
  • Модели учительских представлений о воспитании учащихся как основа образовательных предпочтений
  • Проблема неравной вовлеченности в классную работу "сильных" и "слабых" учащихся
  • Возможности диалога в пространстве школьного класса: анализ взаимодействия учителя-учеников
  • Выбор послешкольной образовательной траектории: информированность, формирование притязаний, поиск направления обучения, удовлетворённость выбором
  • Стратегии учения, адаптивное поведение и их связь с образовательными результатами учащихся из семей с разным объемом культурного капитала;
  • Территориальные и региональные различия образовательных результатов и траекторий учащихся
  • Представления о гражданских правах и социальная активность старшеклассников из семей с разным объемом культурного капитала в динамике за 2000-е гг.
  • Профессиональные характеристики и практики учителей и образовательные результаты учащихся с разным уровнем академических достижений и культурного капитала семьи
  • Образовательные траектории учащихся из семей с разным СЭС, зарплатные и карьерные ожидания и результаты на рынке труда.

Лаборатория «Развитие университетов» (подробнее здесь)

Контактное лицо: Дарья Платонова, dplatonova@hse.ru

  • Роль массовых систем высшего образования в развитии общества и индивидов (экономический, социальный и культурный аспект)
  • Стратегический менеджмент в общественном секторе: подходы университетского управления в условиях внутренней неоднородности
  • Оценка эффективности университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов
  • Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства
  • Наука в университетах постсоветского пространства
  • Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитие регионов

Центр развития навыков и профессионального образования  (подробнее здесь)

Контактное лицо: Федор Дудырев, fdudyrev@hse.ru

  • Региональные системы среднего профессионального образования Российской Федерации: их типология и модели реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций
  • Реформы в среднем профессиональном образовании Германии, Китая, Российской Федерации: сравнительный анализ
  • Международный показатели эффективности национальных систем СПО: подходы ОЭСР, Мирового банка, ЮНЕСКО, WorldSkills International и других международных организаций
  • Технологические инновации в системе среднего профессионального образования: российские и зарубежные практики
  • Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании и подготовке.

Лаборатория профилактики асоциального поведения (подробнее здесь)

Контактное лицо: Иван Коновалов, ikonovalov@hse.ru

  • Исследование образовательных  и семейных факторов школьного насилия и травли
  • Социальная перцепция агрессивных подростков.

Лаборатория проектирования содержания образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Тарас Пащенко, tpaschenko@hse.ru

  • Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане социокультурных ценностей и задач социально-экономического развития общества и его идеологии, их влияние на определение обязательного ядра учебного плана и планируемых образовательных результатов, а также на соотношение обязательного для всех «ядра» и части, формируемой самостоятельно школами, учителями.
  • Структурирование образовательных программ: выделение ключевых понятий и вопросов, «больших идей»; выделение умений и связь умений с ключевыми понятиями; формулирование образовательных результатов; принципы разворачивания понятий, умений, результатов по ступеням обучения. Приоритетные для центра области: обществознание, история, экономическая география; начальная школа.
  • Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.); 
  •  Проектирование образовательных программ, предполагающих развитие универсальных компетентностей и новой грамотности одновременно с изучением «традиционного» предметного знания.
  • Педагогические практики реализации образовательных программ, структурированных относительно ключевых понятий и «больших идей» и ориентированных на овладение универсальными компетентностями и новой грамотностью.
  • Воспроизводимые и масштабируемые принципы разработки учебных заданий, способствующих развитию универсальных компетентностей и новой грамотности на базе предметного контента.
  • Проектирование практико-ориентированных программ подготовки педагогических кадров.
  • Развитие профессиональной позиции учителя в системе педагогической магистратуры.
  • Профессиональная культура.

Центр финансово-экономических решений в образовании (подробнее здесь)

Контактное лицо: Кирилл Зиньковский, kzinkovsky@hse.ru

  • Внутренние и внешние факторы изменения эффективности образовательных организаций;
  • Динамика цен, зарплат, производительности труда в высшем образовании (на макроуровне или на микроуровне);
  • Экономика онлайн образования в университетах: удается ли преодолеть баумолевскую болезнь издержек;
  • Влияние эффективного контракта на результаты труда преподавательского состава образовательных организаций (качество преподавания, методической работы и научных исследований);
  • Изменения в распределении ресурсов между образовательными организациями после введения нормативно-подушевого финансирования (в РФ, в отрасли, в регионе);
  • Потребительский выбор семей в системе персонифицированного финансирования образовательных программ.

Лаборатория цифровой трансформации образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Лада Смирнова, losmirnova@hse.ru

  • Учитель как субъект дидактической игры: теория и опыт
  • Учебные симуляторы в системе технических средств обучения
  • Эволюция дидактической игры в эпоху цифровой трансформации образования
  • Проектная деятельность в системе дидактической игры
  • Класс и «клан»: игровая деятельность как фактор формирования детско-взрослого сообщества
  • Образовательные видеоигры: теория и практика
  • Видеоигра в системе непрерывного образования
  • Игровые технологии в обучении: частно-методический аспект
  • Игровые технологии как фактор трансформации содержания образования
  • Классификация дидактических игр: историко-педагогический аспект
  • Дидактический потенциал игры в реализации личносто-ориентированного подхода
  • Игровые технологии в процессе оптимизации учебно-материальной среды
  • Современные подходы к отбору игровых технологий в учебном процессе
  • Игровые технологии в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями
  • Роль игры в формировании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе
  • Симуляционные технологии в образовании: анализ мирового и отечественного опыта использования
  • Игровая технология как технология формирования познавательных интересов учащихся
  • Педагогические риски использования видеоигр в образовательном процессе
  • Игровые технологии как инструменты оценивания учебных результатов
  • Методическое сопровождение внедрения игровых технологий в образовательный процесс
  • Изучение и сравнительный анализ подходов к персонализации и алгоритмов ИИ, используемых на платформах электронного обучения (Aleks, Knewton, Squirell и др.)
  • Изучение опыта организации образовательного процесса с использованием платформ электронного обучения с элементами ИИ. Источники: Ани Агабабян [Руководитель направления по обработке и анализу данных в McGraw-Hill Education, США
  • Сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации организаций высшего образования в РФ и мире: основные подходы и элементы моделей цифровой трансформации
  • Исследование по возможностям и опыту использования управления на основе данных в деятельности вузов
  • Изучение изменения опыта учителей при разработке и апробации новых моделей обучения.
  • Прогнозирование/оценка возможного влияние перспективных ЦТ на методы и организационные формы учебной работы, а также изменение существующей/складывающейся стихийно системы образования в различных социальных условиях (мегаполис, город, пригород, село и т.п.)
  • Изучение внедрения инструментов самооценивания (например, SELFIE)
  • Изучение инновационных педагогических практик в процессе цифровой трансформации.
  • Изучение потенциала, опыта и результативности использования в учебном процессе AI, VR, LA.
  • Как применение adaptive technologies может помочь минимизировать технические и организационные затраты на обучение?
  • Как в социуме с низким социальным капиталом возможно реализовать социальное обучение?
  • Как развитие горизонтальных (сетевых) взаимодействий влияет на методологию и практику обучения?
  • Как создать такую образовательную программу, в которой студент получает глубокие знания о цифровой среде и ее возможностях?
  • Как сделать обучение более индивидуальным, используя LMS и другие VLE?
  • Разработка принципов выстраивания командной работы при Цифровой Трансформации
  • Принятие эффективных решений Цифровой Трансформации учебного заведения

Личные темы

  • Трансформация российской магистратуры (куратор А.В. Гармонова, agarmonova@hse.ru).

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.