• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Об институте

Институт выполняет проекты в сфере образования для органов государственной власти и образовательных организаций, занимается консалтингом. Мы даем управленцам данные, научные теории и доказательства, которые важно использовать при разработке мер образовательной политики и программ развития. Наша сильная сторона – доказательность.

Диалог между российской и мировой образовательной наукой – часть нашей миссии. Чтобы преодолеть последствия многолетней изоляции отечественной педагогики от глобального обмена знаниями, нужно осваивать все мировое богатство концепций и методов исследования. Делиться нашими находками.

 

 

Институт сегодня

 

10 международных проектов, в том числе сопоставительные исследования
4 лаборатории под руководством зарубежных ученых
 

Наш вклад в экономический рост и социальное развитие

Институт выполняет проекты для органов государственной власти и образовательных организаций, занимается консалтингом. Мы даем управленцам данные, научные теории и доказательства, которые важно использовать при разработке программ развития. Наша сильная сторона – доказательность.

  • Фундаментальные и прикладные исследования
  • Разработка стратегий и дорожных карт
  • Мониторинг процессов в сфере образовании
  • Консалтинг для решения проблем организаций, городов, регионов
  • Обучение и тренинги
  • Коммуникации в профессиональном сообществе

Мы стремимся

Создать образовательные и культурные механизмы социальной мобильности и преодоления неравенства

Сделать знание двигателем экономического развития, основой успешности в любом возрасте

Внедрить в сфере образования культуру применения данных, измерения результатов и оценки эффектов инноваций

Обеспечить условия не только для усвоения знаний, но и для развития универсальных компетентностей и становления личности


Посмотреть буклет

Проект «Линия жизни»

Галерея портретов замечательных педагогов разных стран и эпох. Четыре этажа Института – четыре возраста: детство, юность, пик активности и зрелый возраст. Возможность задуматься над ключевым вопросом науки об образовании – как развивается человек.

 

Олег Газман
Василий Давыдов
Джон Дьюи
Антон Макаренко
Мария Монтессори

Именные аудитории

Лев Выготский

«Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей»

Основатель культурно-исторической теории развития психики и «отец» психолингвистики. Связал педагогику и психологию, чем заложил основу для педагогических систем Занкова, Эльконина-Давыдова и других. Один из наиболее цитируемых психологов мира. В Институте работает Центр исследований современного детства.

Василий Сухомлинский

«Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком»

Автор педагогической системы, в которой личность ребенка – высшая ценность. Гуманистическая система Сухомлинского была частью советской школы, но создала предпосылки современной российской гуманистической педагогики. Проекты Института образования, в том числе в области преодоления неравенства в образовании, продолжают эту традицию.

Александр Тубельский

«Учитель − это человек, создающий дух школы, уклад жизни. Уж этому, точно, ни в каких учебниках не учат»

Один из самых смелых экспериментов в постсоветском школьном образовании. Тубельский первым попробовал применить в России опыт свободной педагогики, создал «Школу самоопределения» и был лидером инновационного движения в российском школьном образовании, к которому относятся профессора Института образования Виктор Болотов, Анатолий Каспржак, Исак Фрумин.

Симон Соловейчик

«Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: человека свободного»

Автор «Педагогики сотрудничества», в центре которой – понимание и диалог в противовес зубрёжке и лекциям. Симон Соловейчик известен как автор манифеста «Человек свободный», создатель газеты «Первое сентября». Идеи поддержки и профессионального развития учителей, учения без принуждения живут в ряде проектов Института образования, среди них – поддержка школ, работающих в трудных условиях.



Эдуард Днепров

«Ибо судьба – это выбор и усилия. Выбор и усилия. И ничего больше»

Первый и единственный избранный министр образования России, идеолог и организатор образовательной реформы 1992 года, автор закона «Об образовании», который ЮНЕСКО назвало «самым прогрессивным и демократичным» для конца XX столетия. Последние годы жизни Эдуард Днепров был ординарным профессором НИУ ВШЭ, ведущим научным сотрудником Института.  Учреждена специальная стипендия имени Э.Д. Днепрова.

Анатолий Пинский

«Любое общее образование, лишенное ориентации на предельные смысловые проблемы, на высшие ценности и смысл бытия, – ущербно»

Один из разработчиков реформы образования 2000 года. Развивал в России постулаты вальдорфской педагогики. Основал и долгое время возглавлял Центр социально-экономического развития школы, который сейчас носит его имя.  Был одним из создателей журнала «Вопросы образования» и Мониторинга экономики образования.

Евгений Князев

«Понимать природу происходящих в системе процессов − значит быть готовым к новым вызовам. А доказывать их неизбежность сегодня не требуется»

Сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. Евгений Князев был одним из первых российских исследователей стратегий университетов. Создал и возглавлял Центр университетского менеджмента Института образования ВШЭ.

Наталья Дрантусова

«Понимать природу происходящих в системе  процессов – значит быть готовым к новым вызовам. А доказывать их неизбежность сегодня не требуется»

Наталья Владимировна Дрантусова занималась исследованиями в области университетского управления.