• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Итоги 2023 года в Институте образования: масштабные проекты, инновации, рост!

 

Друзья, оглядываясь на уходящий 2023 год, давайте вспомним всё доброе и хорошее, что он подарил. Он был нелегким, но мы справились. Благодаря объединению нашего опыта и знаний, нашей сплоченности и взаимоподдержке нам удалось реализовать ряд значимых проектов и инициатив. Мы по-прежнему верим, что объединяя усилия и знания, можем улучшить систему образования. Это дает нам силы двигаться дальше и способствовать доказательному улучшению образования. Приглашаем еще раз взглянуть на наши достижения в уходящем году и отпраздновать каждый успех! А впереди нас ждут новые свершения!

В этом году:

Институт образования провел 10 экспедиций

 

К нам прибавилось 3 кандидата наук по образованию:

Поздравляем

Адамович Ксения Александровна

Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Научный сотрудник

Давлатова Мадина Асатуллоевна

Департамент образовательных программ: Заместитель директора

Шибанова Екатерина Юрьевна

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Научный сотрудник

В нашей дружной институтской семье пополнение — в семьях сотрудников Института родилось 5 детей 

 

Мы запустили проект социального воздействия — Институт образования  помогает выстроить в Камчатском крае комплексную систему позитивной профориентации и социализации детей в школах

Мы стабильно проводим открытый семинар по образованию и за прошедший год выпили 223 литра кофе  

 

Центры и лаборатории: рассказываем об успехах коллег

Центр развития навыков и профессионального образования 

В 2023 году Центр стал одним из крупнейших в Институте исполнителем проектов для Департамента образования и науки Москвы. 

Вместе мы реализовали несколько крупных региональных проектов: кампус на базе колледжа в Ямало-Ненецком автономном округе и кампус в Петропавловск-Камчатском. 

Ключевые статьи: 
— Анисимова К. В., Владимирская А. А., Дудырев Ф. Ф., Емелина Н. К., Мальцева В. А., Лопатина М. В., Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Смолярчук Е. Д., Травкин П. В. Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда / Науч. ред.: С. Ю. Рощин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
— Романова О. А., Анисимова К. В. Демонстрационный экзамен для непрерывного предпринимательского образования в образовательной траектории СПО—ВО // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 54-75.

Центр психометрики и измерений в образовании

В этом году мы значительно продвинулись в оценке базовых навыков и компетенций учащихся. Команда центра разработала уникальные инструменты с игровыми элементами, благодаря чему мы смогли оценить уровень подготовки более 27 000 школьников и студентов в 25 регионах России.

Основное внимание уделялось математической и читательской грамотности, а также важным навыкам вроде коммуникации, креативного и критического мышления. Также мы оценивали цифровую, правовую, финансовую и городскую грамотность. Полученные результаты позволят нам более точно выявить пробелы в образовании и адаптировать учебные программы для развития востребованных навыков и компетенций.

Вышел спецвыпуск журнала «Вопросы образования», посвященный психометрическим исследованиям. Также была опубликована монография по инструменту iPIPS в издательстве Springer. 

После долгого перерыва в этом году Центр провел седьмую психометрическую международную летнюю школу — впервые за пределами России в прекрасном городе Ереван, Армения. Мы возобновили традицию учиться лучшим методам у лучших экспертов.

Международная лаборатория оценки практик и инноваций

В 2023 году ключевым направлением исследований лаборатории стало изучение факторов использования взрослыми EdTech продуктов после начала пандемии COVID-19. Исследования показали, что период самоизоляции значительно усилил вовлеченность взрослых в онлайн-обучение, особенно среди женщин, несмотря на дополнительные трудности. Лаборатория также разработала модель, способную предсказывать уровень вовлеченности обучающихся на основе их цифровых следов. Эта модель выявила важные индикаторы, влияющие на вовлеченность, такие как активность в курсе, участие в заданиях и обратная связь. Результаты этой работы предоставляют ценные данные для улучшения эффективности онлайн-образования для взрослых.

Ключевые статьи: 

— Costley, J., Zhang H., Courtney M., Shulgina, G., Baldwin, M., & Fanguy, M. Peer editing using shared online documents: the effects of comments and track changes on student L2 academic writing quality // Computer Assisted Language Learning. — 2023. 
— Costley, J., Gorbunova, A., Courtney, M. et al. Problem-solving support and instructional sequence: impact on cognitive load and student performance // Eur J Psychol Educ. — 2023.
— Чиркина Т. А., Адамович К. А. Игра на повышение: роль виртуальной валюты в стимулировании выполнения домашних заданий на платформе Skyeng // Вопросы образования. — 2024.

Центр исследований современного детства 
Прошедший год был насыщен исследованиями и обсуждениями в Центре, направленными на создание условий для благополучного детства. Особое внимание уделялось исследованию вопросов родительства и развития сред, способствующих здоровому взрослению детей.

В течение года Центр опубликовал 10 статей в ведущих международных и российских журналах, охватывающих ключевые аспекты детства и родительства. Эти публикации представляют значительный вклад в научное сообщество и практику воспитания, подчеркивая важность исследований в этой области.
—  Dokuka S., Mikhaylova O., Krekhovets E. Association between sleep patterns, somatization, and depressive symptoms among Russian university students // Chronobiology International. 2023. Vol. 40. No. 2. P. 215-221. http://doi.org/10.1080/07420528.2022.2157736
—  Mikhaylova O., Sivak E. Russian fathers’ involvement in childcare, children’s education, and housework during the COVID-19 lockdown // Children and Society. 2023

—  Бочавер А. А., Михайлова О. Р. Выгорание школьников: адаптация опросника на российской выборке Вопросы образования 2023 № 2 С. 70-100

Некоторые цифры 
— 20 открытых семинаров «Современное детство. Теория и практика»
— 9 прикладных проектов 
— 5 семинаров для Департамента Москвы и школ

А еще мы ведем телеграм-канал, в котором делимся нашими исследованиями. Присоединяйтесь и вы!

Лаборатория управления школой 
В уходящем году команда лаборатории приложила максимум усилий для создания развивающей образовательной среды в школах. Реализован масштабный проект социального воздействия в Камчатском крае, призванный позитивно повлиять на образовательную инфраструктуру региона. Оказана поддержка жителям города Сергач в переосмыслении городского пространства для создания более комфортных условий и возможностей развития подростков. Состоялись две студенческие экспедиции и летняя образовательная школа для команд педагогов.

Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»
Лаборатория на протяжении года продолжала работать над развитием университетов в регионах и системы высшего образования. Мы активно работали как в исследовательском, так и в прикладном направлениях.

Некоторые цифры 
— 10 прикладных проектов 
— 6 конференций 
— 2 студенческие экспедиции 

Ключевые статьи: 

— Aleksei Egorov, Serebrennikov P. Measuring the efficiency of universities: what is inside the black box? // Journal of Higher Education Policy and Management. 2023. Vol. 45. No. 5. P. 545-565.
— Välimaa J., Nokkala T., Romanenko K. Cultural contributions of higher education, in: Assessing the Contributions of Higher Education: Knowledge for a Disordered World / Ed. by S. Marginson, B. Cantwell, D. Platonova, A. Smolentseva. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2023. Ch. 13. P. 262-285.

Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Центр делал всё для развития общего и дополнительного образования, в особенности в условиях сложного социально контекста. 

Ключевые статьи:
— Ivanov I., Zvyagintsev R. Transformation of extracurricular education in post-Soviet countries: from universal access to inequality // Children and Youth Services Review. 2023. Vol. 155. Article 107221. doi
— Andreeva A., Koroleva D., Kosaretsky S., Froumin I. Pandemic Lessons: Story of Cooperation and Competition in Russian Education, in: Schools and Society During the COVID-19 Pandemic: How Education Systems Changed and the Road Ahead. Switzerland : Springer, 2024. doi Ch. 9. P. 169-192. doi
— Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Гошин М. Е., Сенина Н. А. Современная аналитика образования. № 3 (71): Основные тенденции развития дополнительного образования детей / Науч. ред.: Т. А. Мерцалова. Современная аналитика образования. № 3 (71). Вып. 3 (71). М. НИУ ВШЭ, 2023.

Некоторые цифры: 
— 3 фундаментальных и 2 прикладных научных проекта.
— 5 проектов в интересах региональных и муниципальных органов управления образованием 
— 1 летняя школа
— 1 студенческая экспедиция
— 3 главы в международных монографиях

Лаборатория образовательного права 
В прошлом году лаборатория работала над совершенствованием законодательства и устранением барьеров в сфере образования, а также над тем, чтобы сделать образовательное право более понятным для всех заинтересованных лиц.

Кроме того, лабораторией было проведено сравнительное исследование языковой политики в России, Канаде, Бельгии, Австралии, Китае, Финляндии, ЮАР, Испании. В ходе исследования проанализированы подходы этих стран к нормативно-правовому регулированию изучения родных языков.

Некоторые цифры
— 9 конференций, на которых выступили сотрудники 
— 4 мероприятия в рамках IV недели образовательного права

Лаборатория инноваций в образовании
За прошедший год лаборатория продолжала вести мониторинг и описание трендов в сфере образования. Ею был проведен юбилейный десятый Конкурс инноваций в образовании (КИвО).

Кроме того, лабораторией совместно с ТГПУ была открыта зеркальная лаборатория, целью которой является исследование процессов внедрения технологий искусственного интеллекта в образование.

Также за минувший год лабораторией был подготовлен и выпущен научно-популярный материал «Портрет инноватора в образовании», обобщающий результаты многолетних (с 2013 года) исследований инновационного сообщества в этой сфере.

Ключевые публикации: 
— Andreeva A., Koroleva D., Kosaretsky S., Froumin I. Pandemic Lessons: Story of Cooperation and Competition in Russian Education, in: Schools and Society During the COVID-19 Pandemic: How Education Systems Changed and the Road Ahead. Switzerland : Springer, 2024. doi Ch. 9. P. 169-192.
— Диана О. Королева, Анастасия А. Андреева, Татьяна Е. Хавенсон Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 2. С. 100-117.

Мы благодарим всех, кто был с нами в 2023 году. Ваша поддержка, обмен знаниями и мудростью были неоценимыми в нашем совместном стремлении к прогрессу и инновациям. Надеемся, что в следующем году мы сделаем больше интересных и полезных дел.