• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Сценарии и проблемы «пути наверх»: культурные нарративы социальной мобильности – открытый семинар НИУ ВШЭ по Образованию

Мероприятие завершено
Главный социальный институт, с которым в современном мире связаны ожидания по преодолению неравенства – это образование. Полисимейкеры всех развитых стран стараются сделать так, чтобы образование выравнивало шансы людей – например, с помощью программ поддержки талантливых абитуриентов, олимпиад или позитивной дискриминации. Однако неравенство продолжает воспроизводиться в системе образования во всех странах мира. Большинство работ, посвященных неравенству в образовании, сфокусированы на его воспроизводстве и проблемах фактической доступности образования. Но для преодоления неравенства важно понимать и то, как устроен «путь наверх» для тех, кому это удалось, и что позволило именно им воспользоваться шансами, которые были доступны многим. Однако тема вертикальной мобильности и того, как она работает в образовании, изучена менее подробно. Обсудим это на открытом семинаре во вторник, 22 февраля.

Существующие исследования показывают, что образование – мощный ресурс социальной  мобильности. Однако для её фактического осуществления требуется не только доступ к этому ресурсу, но и способность человека воспользоваться шансом на изменение своей жизненной траектории (а значит, и улучшение перспектив на рынке труда, и повышение социально-экономического статуса). Эта способность – культурно-специфична, она зависит от картины мира, усвоенных культурных образцов, способов действия и когнитивных схем. Это ставит перед нами проблему изучения культурных оснований социальной мобильности. Если картина мира, ожидания, образ мыслей и действий социальной группы так сильно влияют на способность ее представителей к восходящей мобильности, то как их изучить и описать?

Авторы исследования, Дмитрий Куракин и Тамара Кусимова, поставили цель выявить основные характеристики сценариев и сюжетов «пути наверх», связанного с образованием в современной России. В качестве объекта исследования выступила группа молодых людей, которые почти наверняка поднимутся по стратификационной лестнице – это участники программы поддержки абитуриентов ВШЭ «Социальный лифт», действующей по принципу affirmative action. Разбираемся, что ими движет, какие культурные мотивы определяют уровень их притязаний, какие способы и стратегии они выбирают, чтобы достигнуть цели.

Докладчики:

Тамара Кусимова, младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

Дмитрий Куракин, профессор, директор Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ

Дискуссанты:

Катерина Поливанова, Профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Модератор:

Ксения Романенко, аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов», академический руководитель образовательной программы «Доказательное развитие образования»


Запланировать просмотр можно по ссылке. Не забудьте поставить напоминание – нажать колокольчик