• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

XIII международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве"

12+
Мероприятие завершено
1 декабря 2023 года произошел старт регистрации для участия в XIII международной научно-практической конференции "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" 15-17 февраля 2024 года.
Конференцию проводят Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при взаимодействии с Лицеем НИУ ВШЭ в сотрудничестве с Международным движением содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET,  Межрегиональным общественным Движением творческих педагогов «Исследователь», Федерацией психологов образования России, Московским городским педагогическим университетом, Ассоциацие классических университетов России, Кружковым движением НТИ, Общественной Малой академией наук «Интеллект будущего», Российским обществом Януша Корчака, ГБОУ города Москвы Школа № 1553 имени В.И. Вернадского, ГБПОУ города Москвы Колледж 26 КАДР, АНО Мастерская краеведения и социотехники «Топос».
Информационная поддержка: журнал «Исследователь/Researcher» и видеожурнал «Говорю как краевед», а также журналы «Проблемы современного образования», «Дополнительное образование и воспитание»; интернет-сайты www.issl.redu.ru , https://issledovatel.pro/
Центральная тема конференции 2024 года: «Исследование как выход за пределы заданного».
История конференции:
I конференция (2005 год) выявляла существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, выполняла миссию объединения специалистов из разных предметных областей, теории и практики;
II конференция (2006) прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, задала антропологические основания исследовательской деятельности в образовании и определила ценность ее для становления субъектной позиции личности;
III конференция (2008) в центр внимания поставила проблему метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;
IV конференция (2009) в качестве центральной для обсуждения стала проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности.
V конференция (2011) выбрала лейтмотивом проблему подготовки педагога к исследовательским методам обучения.
VI конференция (2012) прошла в ситуации введения новых ФГОСов, что и определило ее ключевую проблематику – проблема продуктивного использования исследовательской деятельности учащихся в массовой образовательной практике.
VII конференция (2014) обсуждала тему «Исследование в пространстве урока и за его пределами», как наиболее актуальную при реализации исследовательского подхода в образовании в условиях сохраняющихся форм классно-урочной системы.
VIII конференция (2016) обсуждала мировые тенденции образования в русле исследовательского обучения, был дан анализ отечественных наработок и подходов в соотнесении с международным опытом, в контексте общемировых тенденций развития образования.
IX конференция (2018) продолжила вписывать отечественный опыт исследовательского обучения в общемировые тренды развития образования, в том числе уходящие от классической классно-урочной системы. Ее тема стала «Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM образование: новые типы образовательных ситуаций».
X конференция (2019) центральной темой стало развитие исследовательского краеведения: вовлечение детей и подростков в изучение мира вокруг (топоса и хронотопа) себя с привлечением современных инструментов и технологий.
XI конференция (2021) прошла с ключевой темой «От удивления к увлечению: вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность».
XII конференция (2022) была проведена с ключевой темой «Исследовательская деятельность учащихся в новой нормальности: реальное, виртуальное, дистанционное».
На XIII конференции в 2024 году в качестве лейтмотива была выбрана тема «Исследование как выход за пределы заданного», то есть различные практики организации исследовательской деятельности, которые позволяют как учащимся, так и их наставникам выходить за пределы привычного пространства, стереотипных темы, предлагать и реализовывать свои новые, неожиданные, необычные замыслы.
Миссия конференция – объединение единомышленников из различных регионов России и других стран – ученых, методистов, педагогов, наставников, организаторов науки и образования, представляющих различные сферы науки и образовательной практики, нацеленных на развитие теории, методики и практики вовлечения учащихся разных возрастов (от детского сада до вуза) в исследовательскую деятельность.
Программа посвящена обсуждению следующих основных проблем:
• исследование как выход за пределы заданного: источники исследовательской инициативности и рождения новых замыслов у учащихся и их наставников;
• возрастные и социально-нормативные особенности развития исследовательских способностей и исследовательской деятельности от детского сада до вуза;
• способы и методы развития метапредметных навыков у учащихся в исследованиях;
• подготовка педагога к исследовательским методам обучения и наставничеству в исследовательской деятельностью учащихся;
• пути формирования и развития детско-взрослых сообществ на основе проектной и исследовательской деятельности: образовательная организация, регион, страна, мир;
• психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности, психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся;
• пути интеграции разных форм образовательной деятельности на основе исследования: урок, кружок, спецкурс, экскурсия, экспедиция;
• исследовательская деятельность и современные тренды: дистанционное образование, природоподобные технологии, ESG-повестка, импортозамещение;
• ресурсное обеспечение исследовательской деятельности: квалификация педагога, учебные часы, приборы и материалы;
• механизмы партнерства в исследованиях и проектах: университеты, НИИ, корпорации, власть.
В рамках конференции реализуется программа Школы краеведческого актива «Топос» как специального трека для активистов и наставников краеведческих клубов и объединений: «От кружка – к клубу, от клуба – к сообществу» (15 – 17 февраля 2024 года основная программ, 18 февраля – факультативная). Программа «Топос» проводится АНО МКС «Топос».
Общая организационная рамка конференции:
15 февраля, четверг. 
  • общее открытие конференции и программы «Топос»
  • пленарное заседание с участием известных ученых и практиков по тематическим 
  • постерная сессия (для участников конференции и участников программы «Топос»). Ожидаемые направления для постерных докладов:
· исследование в пространстве урока и во внеурочное время;
· исследовательское краеведение (изучение топоса и хронотопа): современные подходы и практики изучения мира вокруг себя;
· индивидуальный и/или групповой проект: специфика и методы организации;
· практики наставничества при организации проектной и исследовательской деятельности;
· методики организации исследовательской деятельности учащихся в естественно-научных (живая и неживая природа) и технологических областях;
· человек, общество, культура: история и современность; методика организации исследований учащихся в социокультурном и гуманитарном направлениях;
· выездные формы реализации исследовательской деятельности учащихся (экспедиции, образовательные путешествия, выездные исследовательские школы, научные выставки, конференции);
· цифровые платформы и сервисы в развитии практики исследовательского подхода в образовании;
· STEM и STEAM образование: мировые тенденции и практика в разных странах: внутренняя мотивация и внешние рамки;
· гражданская наука: смысл и способы вовлечения учащихся и педагогов;
· международные программы и проекты в области исследовательского обучения и учения как открытия;
· подготовка педагога к исследовательскому подходу в образовании;
· исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников;
· исследовательская деятельность учащихся основной и старшей школы;
· исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях;
· исследовательская деятельность учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
· подходы и методы междисциплинарных исследований с учащимися;
· исследовательская деятельность учащихся как средство работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
· цифровые технологии, инструменты и сервисы в практике реализации исследовательской деятельности учащихся.
  • рабочая конференция Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь»;
  • вечерний кинозал: фильмы о примерах практики реализации исследовательского обучения в 2023 году.
16 февраля, пятница. 
  • Круглые столы по актуальным вопросам развития исследовательской деятельности
  • Мастер-классы, проблемные группы
  • Международный круглый стол по актуальным вопросам STEM-образования (организованный под эгидой MILSET)
17 февраля, суббота. Программы на площадках:
  • Детский центр урбанистики Колледжа 26 КАДР (м. Дубровка, ул. Новоостаповская, д. 10, с. 1)
  • Исследовательский центр «Точка варенья» на базе Колледжа 26 КАДР (м. Фрунзенская, Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках», ул. Усачева, д. 1, с. 3)
  • Школа №1553 имени В.И. Вернадского (ул. Дербеневская, д. 13)
  • Лицей ВШЭ (корпус проведения программы конференции уточняется)
  • Музей истории ГУЛАГа (1-й Самотечный пер., д. 9, стр. 1)
Окончательный список площадок в процессе согласования.

Сроки:
  • начало регистрации участников – 1 декабря 2023 года;
  • окончания регистрации для представления постерного доклада – 4 февраля 2024 года;
  • окончание регистрации для участия в качестве слушателя – 11 февраля 2024 года;
  • проведения – 15-17 февраля 2024 года.
Подробная информация о конференции и ссылка на регистрацию на сайте конференции: http://issl-konf.ru/