• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Измерения в психологии и образовании»

Семинар Центра психометрики и измерений в образовании посвящен обсуждению современных подходов в разработке измерительных инструментов и психометрических исследованиях. Участниками семинара являются сотрудники Центра и приглашенные эксперты. Руководитель семинара – Максим Скрябин.

На семинаре происходит обсуждение статей в процессе публикации и уже опубликованных научных статей, репетиции докладов перед конференциями (например, AEA-Europe или IMPS), а также генерация идей и запрос экспертизы для будущих научных исследований.

Прошедшие семинары

Использование моделей попарного сравнения рейтинговых данных для решения задачи непрямого сопоставления данных тестирования

Целью данной работы является разведывательный анализ возможностей проведения международного сопоставительного исследования результатов оценивания раннего навыка чтения детей в начале обучения в школе для стран с различными языком, культурой, возрастом начала школьного обучения. Мы пытаемся изучить возможные способы сопоставления в условиях отсутствия общей метрической шкалы между оценками выборки детей из разных стран.  Исследование включало использование метода попарных сравнений оценок экспертной панели, а также проверку возможности построения пороговых значений результатов тестирования с учетом результатов экспертной оценки. Данное разведывательное исследование проведено на примере данных и двух языковых версий инструмента iPIPS на репрезентативной выборке первоклассников из одного региона России и репрезентативной выборки учащихся из Шотландии.

Докладчик: Алина Иванова, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании

 


Лингвистическая оценка материалов для измерения и обучения в младшей школе (1 июня 2020)

Доклад посвящен методике лингвистической оценки учебных текстов. На примере учебников по русскому языку для младшей школы было показано, как с помощью инструментов компьютерной лингвистики измеряются такие параметры, как читабельность текстов учебника, актуальность лексики, входящей в учебник, и представленная в нем картина мира. Авторы доклада продемонстрировали дискуссионные результаты анализа учебника, которые требуют внимания и обсуждения в сообществе экспертов, методистов и преподавателей русского языка.

Докладчики: Мария Лебедева, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина, Антонина Лапошина, специалист по компьютерной лингвистике лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина

Презентация доклада: Лингвистическая оценка материалов для измерения и обучения в младшей школе

 


Разработка сценарных шкал для измерения психологических конструктов: социально-эмоциональные навыки и мотивация (25 мая 2020)

В докладе было рассказано про опыт разработки и апробации сценарных шкал для измерения психологических конструктов в образовательном контексте для учащихся 7–9 классов. По заказу МЦКО, сотрудниками Центра были разработаны сценарные шкалы, измеряющие экстраверсию, эмоциональную стабильность, сознательность и внешнюю учебную мотивацию. В докладе был описан весь процесс их разработки: от выбора теоретической модели до результатов апробации, и отдельно остановимся на аспектах формулировки сценариев для психологических конструктов.

Докладчики: Екатерина Орел, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Леонид Пармаксиз, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании

 


Анализ взаимодействий в психометрике (18 мая 2020)

В докладе рассматривались психометрические модели, построенные на анализе цепочки взаимодействий. Сначала были рассмотрены интеллектуальные агенты, в которых используется математический аппарат теории принятия решений. Затем была рассмотрена графовидная модель оценивания латентных характеристик респондентов с помощью диалоговых тренажеров. В рамках этого подхода предлагается исследовать вопрос, как связана точность оценивания в зависимости от характеристик сценарного мультиграфа (паттерн-дизайна). Третья часть доклада была посвящена анализу адаптивного алгоритма на основе правил и были предложены новые идеи для развития этой работы. Заключительная часть доклада была посвящена динамическим моделям, когда измеряемый конструкт изменяется в процессе измерения.

Докладчик: Максим Скрябин, ведущий аналитик Центра психометрики и измерений в образовании

Презентация доклада: Анализ взаимодействий в психометрике

 


Разработка инструмента оценки психологической готовности студентов к педагогической деятельности (20 апреля 2020)

Доклад посвящен разработке инструмента оценки психологической готовности студента к педагогической деятельности. В ходе разработки инструмента был подобран ряд оригинальных методик, диагностирующих компоненты психологической готовности студента к педагогической деятельности, произведен перевод и адаптация ряда методик на русский язык. Также был произведен полный цикл адаптации на казахский язык при помощи использования двух независимых переводов и итогового реконсилиаторского перевода (перевод при участии лиц владеющих обоими языками).

Инструмент был апробирован среди студентов России и Казахстана. Результаты апробации проанализированы при помощи методов классической тестовой теории и IRT (Item Response Theory), разработаны процедуры шкалирования результатов и выработана процедура подсчета индекса, репрезентирующего психологическую готовность студента к педагогической деятельности.

Докладчик: Андрей Самодерженков, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании

Презентация доклада: Разработка инструмента оценки психологической готовности студентов к педагогической деятельности 

 


Инструмент по измерению цифровой грамотности (13 апреля 2020) 

Выступление было посвящено разработанному в ЛИНКиДТ инструменту измерения цифровой грамотности DIGLIT. Инструмент разработан на основе метода доказательной аргументации (ECD) и имеет компьютерную форму. Рассчитан на проведение тестирования на станционарных компьютерах или ноутбуках. Контекст заданий (сценарного типа) воспроизводит ситуации из жизни населения в условиях цифровой экономики, максимально приближенные к повседневной жизни, содержащие в себе задачу, которую надо решить, используя широкий спектр эмуляторов цифровых технологий.

Докладчики: Светлана Авдеева, заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов, Ксения Тарасова, аналитик Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов

Презентация доклада: Инструмент оценки цифровой грамотности DIGLIT 

 


Исследование когнитивных предикторов математических достижений (2 марта 2020)

Среди когнитивных предикторов математических достижений в начальной школе в первую очередь выделяют навыки работы с несимволической (набор объектов) и символической (цифры и числовые слова) репрезентации количества. В докладе рассмотрено, как измерять точность обработки числовой информации у учащихся и как этот навык связан с достижениями по математике в первом классе, на данных теста СТАРТ.

Докладчики: Юлия Кузьмина, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Галина Ларина, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании

 


Измерение субъективного благополучия в школе (17 февраля 2020)

Развитие субъективное благополучие считается одной из главных целей современного образования. Данное исследование направлено на изучение мультикомпонентной модели субъективного благополучия в начальной школе. Теоретическая модель включает (1) когнитивное удовлетворение школой, (2) эмоциональное отношение к школе, (3) сотрудничество, (4) враждебность в отношении с одноклассниками и (5) физическое благополучие. Цель данного исследования заключается в изучении того, могут ли эти компоненты быть описаны единым фактором субъективного благополучия в начальной школе. Выборке 1704 третьеклассников (средний возраст 8.89 лет; стандартное отклонение 0.4; 48.4% девочек) был предъявлен опросник, основанный на описанной теоретической структуре. Психометрический анализ был сконцентрирован на изучении внутренней структуры опросника на основании собранных данных. Анализ проводился в парадигме многомерного Раш-моделирования. Мы использовали многомерную

Раш-модель без общего фактора, ортогональную бифакторную Раш-модели и две косоугольных бифакторных Раш-модели. Две модели подошли данным лучше всего: многомерная Раш-модель без общего фактора и бифакторная Раш-модель, в которой специфические факторы могут коррелировать с общим фактором (Extended Rasch Testlet model, ETM). Результаты показывают, что общий фактор субъективного благополучия в начальной школе может быть извлечен, используя ETM. Тем не менее, ETM предотвращает надежное использование баллов по субшкалам. Для получения более детальной информации по субшкалам возможно использовать многомерную модель без общего фактора. Опросник, предложенный на основе мультикомпонентной модели субъективного благополучия, может использоваться в мониторинговых целях.

Докладчики: Татьяна Канонир, доцент Института образования, Денис Федерякин, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании, Ирина Угланова, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании

 


Измерение навыков смыслового чтения у детей: теоретические подходы, инструменты, перспективы (29 января 2020)

На семинаре ЦПИО, посвященном инструментам для измерения навыков чтения, были рассмотрены популярные теоретические рамки и инструменты для оценивания навыков смыслового чтения. Мы показали, каким образом тесты "Старт" и "Прогресс" позволяют оценить функциональную грамотность в области чтения, и какую информацию результаты такого оценивания могут дать школам, родителям и системам образования. 

Докладчик: Инна Антипкина, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Марина Кузнецова, ведущий эксперт Центра психометрики и измерений в образовании

Презентация доклада: Измерение навыков смыслового чтения у детей: теоретические подходы, инструменты, перспективы

 


Инструмент 4К (25 декабря 2019)

На семинаре были представлены результаты работы проекта 4К. Обсуждалась теоретическая рамка инструмента, особенности разработки заданий сценарного типа. Были представлены результаты исследования. Более полные результаты представлены в материалах внешнего семинара Института образования.

Докладчики: Ирина Брун, заместитель заведующего лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов, Ирина Угланова, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании, Екатерина Александрова, аналитик Центра психометрики и измерений в образовании

Презентация докладаИнструмент 4К 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.