• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Китая и России – общий курс на сближение образования и рынка труда

Ольга Романова с коллегами представила результаты первого этапа международного сопоставительного исследования реализации компетентностного подхода в России и Китае (Competence Development in VET - CodeVET) в рамках XXII Апрельской международной конференции.

Ольга Романова, эксперт Центра развития навыков и профессиональногообразования, приняла участие в XXII Апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества. Выступление состоялось в сессии «Формирование ключевых компетентностей как компонентов человеческого потенциала», проведенной в рамках гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928). Представители международной команды исследователей – Анастасия Гончарова (университет г. Оснабрюк, Германия), Пуджин Чен (университет г. Кельн, Германия) и Ольга Романова (НИУ ВШЭ) представили результаты первого этапа международного сопоставительного исследования реализации компетентностного подхода в России и Китае (Competence Development in VET - CodeVET). В рамках первого этапа командой были проанализированы национальные документы, регулирующие образовательный процесс, и учебные планы профессиональных образовательных организаций.

Работа была произведена с помощью качественного контент-анализа. Исследователи разработали оригинальный инструмент для его проведения, который может быть использован в других качественных сопоставительных исследованиях. Результаты работы позволяют выделить характерные особенности понимания и реализации компетентного подхода в среднем профессиональном образовании. В частности, для России и Китая характерно особое внимание к усилению связей между профессиональным образованием и рынком труда. В тоже время, такие элементы как гибкость образовательных программ для студентов, внимание к формированию целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений, меньше освещены при планировании образования. Кроме того, в обеих странах учебные программы направлены на развитие не только профессиональных, а также межпрофессиональных и внепрофессиональных компетенций.