![Связи, деньги и транзит: на конференции ИВО обсудили факторы влияния на выбор и карьеру студентов Иллюстрация к новости: Связи, деньги и транзит: на конференции ИВО обсудили факторы влияния на выбор и карьеру студентов](/data/2023/10/27/2052187201/2026-10-25_10-05-52_DP.jpg)
Связи, деньги и транзит: на конференции ИВО обсудили факторы влияния на выбор и карьеру студентов
На специальной секции представили результаты исследований проектной группы факультета социальных наук, которая изучает факторы образовательного и профессионального выбора российских семей.
![«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости Иллюстрация к новости: «Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости](/data/2023/05/31/2020857061/wend888_An_abstract_image_where_blue_col..458-4895-470f-9a70-605f4198595f.png)
«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости
Почти всё, что мы знали о колледжах раньше, устарело. Представления, что там учат, в основном, рабочих, статусно среднее образование сильно проигрывает высшему, а программы, в основном, бесплатны... Всё это изменилось буквально за последние 10 лет, и теперь колледж — серьезный конкурент вузу в глазах среднего класса. Причем, вуз, похоже, будет проигрывать эту конкуренцию и дальше. Новый облик СПО обсуждали на совместном семинаре Инобра и проектной группы Факультета социальных наук «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании»
![Синим воротничкам сэкономят два года учебы Иллюстрация к новости: Синим воротничкам сэкономят два года учебы](/data/2021/04/09/1391493394/1iStock-1251549972.jpg)
Синим воротничкам сэкономят два года учебы
В России могут появиться общие программы вузов и колледжей, которые позволят сэкономить студентам два года и дать возможность учиться по альтернативному – практико-ориентированному треку. Пока эту модель планируют опробовать на одной из программ Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), но в перспективе ею смогут воспользоваться до 15% российских студентов колледжей. Эксперимент поддержали в Минобрнауки в рамках программы федеральных инновационных площадок. Авторы проекта – выпускницы магистерской программы «Управление в высшем образовании» этого года, сотрудницы КНИТУ-КАИ: Марина Никандрова и Екатерина Загребина. Проект стал для них выпускной квалификационной работой.
![Оценки перестали отражать реальность Иллюстрация к новости: Оценки перестали отражать реальность](/data/2021/04/08/1391841792/iStock-1281412339.jpg)
Оценки перестали отражать реальность
Система оценки знаний в колледжах нуждается в модернизации, дистант показал ее некорректность. Такой вывод делает аналитик Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ Ксения Анисимова в докладе, опубликованном в рамках Мониторинга экономики образования. По итогам интервью с педагогами организаций СПО она обобщила проблемы в работе со студентами, которые выявила пандемия.
![Колледжи не верят надежности «цифры» Иллюстрация к новости: Колледжи не верят надежности «цифры»](/data/2021/03/29/1386506318/iStock-478525238.jpg)
Колледжи не верят надежности «цифры»
В колледжах процветает «двойная работа» – сотрудники создают и электронные документы, и их бумажные копии. Причина – недоверие к надежности цифровых инструментов. И управленцы, и преподаватели боятся потерять данные. «Преодолеть проблему, вероятно, поможет развитие системы сохранения резервных копий», – отмечает Ольга Романова, эксперт Центра развития навыков и профессионального образования. Это один из выводов доклада о том, как идет цифровая трансформация в СПО – он опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
![Вузы готовят себе агентов Иллюстрация к новости: Вузы готовят себе агентов](/data/2021/03/16/1399054428/iStock-1227578762.jpg)
Вузы готовят себе агентов
Студентов нужно учить предпринимательству – это поможет развивать их агентность, то есть умение быть активными, самостоятельными и менять мир под себя. Однако пока вузовские программы далеки от выполнения этих целей. То, чему учит высшая школа, похоже, скорее, на «квазипредпринимательство» – и это не только российская проблема. Ее изучил Павел Сорокин, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования.
![Равнение на смартфоны Иллюстрация к новости: Равнение на смартфоны](/data/2021/03/04/1395155165/1%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B51.jpg)
Равнение на смартфоны
При создании цифровой образовательной среды лучше равняться на мобильные технологии, а не на компьютеры для индивидуального пользования (ноутбуки и планшеты). Такой вывод делают эксперты Инобра Дмитрий Глушко, Ольга Романова и стажер-исследователь Елена Белова, изучившие европейский опыт. В серии бюллетеней Мониторинга экономики образования они выпустили доклады о том, как развиваются цифровые компетенции студентов и педагогов в среднем профессиональном образовании в странах ЕС.
![Колледжи за бортом цифровизации Иллюстрация к новости: Колледжи за бортом цифровизации](/data/2020/06/09/1605473717/%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82_1.jpg)
Колледжи за бортом цифровизации
Среднему профессиональному образованию дистант дался тяжелее всех – и не только потому, что многим навыкам «синих воротничков» трудно научиться онлайн. Этот сегмент остался вне зоны внимания как разработчиков цифровых решений, так и федеральных проектов. Специальные решения предлагали лишь единичные регионы и провайдеры. Избежать таких ситуаций в будущем – главная задача: и региональным властям, и самим колледжам нужен план действий на случай нового форс-мажора. Об этом пишут исследователи Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ в докладе «Система СПО в условиях пандемии: региональные практики», подготовленном на основе новостей в СМИ.
Нужны ли России трехлетние «университеты»?
В Госдуме предложили ввести в России прикладной бакалавриат. Это упрощенная форма высшего образования, ориентированная на практику. Аналоги есть в нескольких европейских странах: это так называемые университеты прикладных наук, срок обучения в которых меньше, чем в классических вузах.
Развитие региональной системы СПО
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и директор Центра исследования среднего профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев приняли участие в расширенном заседании совета директоров учреждений СПО, которое прошло в Ульяновске.