• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости

Почти всё, что мы знали о колледжах раньше, устарело. Представления, что там учат, в основном, рабочих, статусно среднее образование сильно проигрывает высшему, а программы, в основном, бесплатны... Всё это изменилось буквально за последние 10 лет, и теперь колледж — серьезный конкурент вузу в глазах среднего класса. Причем, вуз, похоже, будет проигрывать эту конкуренцию и дальше. Новый облик СПО обсуждали на совместном семинаре Инобра и проектной группы Факультета социальных наук «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании»

«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости

© AI

Миф о массовых вузах лопнул

Считается, что в России массовое высшее образование, но это не совсем так. Нужно разделить: оно массово желаемое, это что-то вроде социальной нормы в глазах 80% россиян, но не массово доступное. По охвату им Россия где-то в серединке списка стран. Ситуация «Все хотят, но не все могут» сохраняется уже десятки лет. 

Число студентов вузов за 10 лет снизилось на треть, охват первой ступенью  высшего образования, т.е. бакалавриатом или специалитетом, падал и остановился на уровне 27 — 28%. Всё это время набор в колледжи рос. Два года назад колледжи обогнали вузы по приему, и по демографическим причинам будут обгонять и дальше. Скорее всего, к 2034 году вузы уже не смогут обеспечивать местами такую долю молодежи, как сейчас.

Малиновский Сергей Сергеевич
старший научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов»

Если в СССР ученики массово шли в старшую школу, а потом лучшие попадали в вуз, то сейчас картина поменялась. Ключевая точка принятия решения — какое образование получить — сместилась на 9 класс, а те, кто остался в школе, почти гарантированно попадут в вуз. Только вот всё больше тех, кому не интересна ни старшая школа, ни даже уже и вуз.


Не надо было задирать цены

Высшее образование стало быстро терять позиции, когда начали закрывать филиалы, а бюджетные места передавали из бакалавриата в магистратуру. Возникли «бутылочные горлышки» на пути из школы в университет. Усилили крупные вузы и регионы-магниты, собиравшие лучших абитуриентов, и оказалось, что вообще-то хорошее высшее образование можно получить теперь уже не везде. В мегаполисе — да, а вот если ради вузовского диплома надо уехать из родного города, раз он не мегаполис, — это устроило далеко не все семьи. 

Важную роль сыграл финансовый вопрос: часть дешевых вузовских программ исчезла, рост цены коммерческого обучения — до 40%, если сравнивать со среднедушевым доходом. А опросы населения показывают, что две трети вообще не готовы инвестировать финансы в обучение. Цены в колледжах росли в это время гораздо скромнее.

Шибанова Екатерина Юрьевна
научный сотрудник лаборатории «Развитие университетов»

При этом дебют платных СПО-программ позже вполне состоялся: раньше мало кто получал среднее образование за деньги. Сейчас на программах специалистов среднего звена платный прием — 43%, а на правовых, экономических, фармацевтических направлениях — около 70%. Люди готовы платить по более умеренным (в сравнении с вузом) расценкам.


Первое прямое столкновение колледжей и вузов — в IT

Колледжи «побеждают» не только потому, что высшее образование теряло привлекательность. В этих победах заслуга и их самих, колледжи сильно изменились за эти годы. Количество частных выросло вдвое за 5 лет (до 18%), ползет вверх средний балл абитуриентов, причем, без качественного разрыва между бюджетными и платными студентами. Если 10 лет назад в СПО учились, в основном, дети из бедных семей, то сейчас — средний класс. 


Колледжи — это всё меньше про «синих воротничков». Соотношение изменилось: сейчас 80% программ — для специалистов среднего звена, и только 20% — для рабочих. Спрос на сервисные профессии, особенно на IT. Для цифровых профессий границы уже размылись, абитуриент решает, потратить ресурсы на высшее или среднее образование, и выбор совсем не очевиден.

Мальцева Вера Андреевна
старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования

 Еще один плюс СПО — что это может быть не финальной точкой образовательного маршрута: 21% выпускников колледжей сразу продолжают учебу в вузе, а если посчитать тех, кто делает перерыв, то и все 30%.


Старшая школа не нравится ни бедным, ни богатым

В дискуссии мнения разделились: одни эксперты считали, что высшее образование вот-вот лишится короны, другие — что полноценного соревнования нет и не будет. Ирина Абанкина напомнила про третью сторону конкуренции — старшую школу: «Сегодня очевидно непривлекательна, становится всё более платной, задает высокую нагрузку и покушается на ресурсы семьи». Кому нужно идти в старшие классы, если можно или сразу получить профессию в СПО, или пойти после колледжа в вуз? Этот путь облегчают и сами университеты, создавая свои средние учебные заведения и делая их частью свой экосистемы: «По сути, вы не в колледж поступаете, а в университет после 9 класса!».

Эйфорию разделили не все. Павел Травкин уверен, что рынок труда по-прежнему ценит высшее образование, это подтверждают и те 30% выпускников колледжей, которые идут учиться дальше в университет. 

И раньше, и сейчас многие идут в СПО только потому, что учиться в школе стало тяжело, неинтересно, неперспективно. Позиция очень многих семей: нет денег на репетиторов, на вуз, хотим, чтобы ребенок быстрее начал зарабатывать и хотя бы был пристроен. Пока это не меняется.

Татьяна Клячко
директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Полная видеозапись семинара здесь

открытый_семинар_по_образованю_Вузы_VS_СПО (PDF, 1.79 Мб)