Синим воротничкам сэкономят два года учебы
В России уже пытались создать прикладной бакалавриат. Десять лет назад этот термин присутствовал во ФГОСах, но тогда инициатива окончилась ничем. По словам Веры Мальцевой, научного руководителя нового проекта, прежняя схема была обречена на провал: «Никто не понимал разницы между прикладным и академическим бакалавриатами, те же четыре года, те же преподаватели». Другие попытки – например, соединить близкие программы СПО и вузов – успехом тоже не увенчались: юридически это разные «вселенные». Одни подчиняются региону, другие – федеральному центру, несовместимы ни стандарты, ни подходы.
Все это не решало главной проблемы тех, кто приходил в вуз после колледжа (а таких 30%): многие предметы приходилось изучать и сдавать дважды. Это подтолкнуло развитие так называемых ускоренных программ в системе высшего образования, когда абитуриентам с дипломом СПО перезачитываются курсы, прослушанные в колледже. Однако такой подход подразумевает стыковку программ колледжа и вуза лишь «на бумаге».
Авторы проекта предложили новую модель подобного совмещения. Она предполагает 4 года учебы в колледже и 2 года в университете – с бесшовным переходом. Более жизнеспособной модель видится в университетах, в структуре которых колледжи (и опционально – лицеи, гимназии). КНИТУ-КАИ – один из примеров, но в российском высшем образовании таких экосистем достаточно много. Колледж и вуз соединяют программу, а лицей (или школа) помогает перестроить первый год обучения (программа 10-11 классов) таким образом, чтобы профильные предметы, например, физика, математика, соответствовали университетскому уровню.
Экспериментальная программа разработана по направлению «Техника и технологии наземного транспорта», как наиболее практико-ориентированного. Оно реализуется и в колледже КНИТУ-КАИ, и в самом вузе. В рамках своей магистерской диссертации авторы прорабатывали возможные модели программы, нюансы ее соединения, возможности движения выпускников, изучали запрос работодателей и возможности региона в выбранной отрасли, подключали экспертов Инобра, Worldskills, но главное, сглаживали многочисленные нормативные барьеры. Их все еще немало. «Пересборка» программы продолжается. Первый набор студентов планируется на 2022 год, но пока с осторожностью: обещать что-то абитуриентам можно только тогда, когда идее окончательно дадут зеленый свет.
Коллеги предлагают принципиально новую траекторию. После 11 класса в вуз идут выпускники из одного социального слоя, после 9 класса в колледж – из другого. А путь из 9 класса через СПО в университет – это зачастую такая квази-стратегия, менее рисковый канал получения высшего образования. Потерянные два года – не единственная ее проблема. Там часто хромает и качество среднего образования, и качество дальнейшей учебы на заочке – не секрет, что многие пошли только за вузовским дипломом. Новая модель позволяет выстроить иной трек по качеству, создать альтернативу «обходному» пути к высшему образованию.
Разработчики проекта Марина Никандрова и Екатерина Загребина сейчас возглавляют в КНИТУ-КАИ учебно-методическое управление. В тему прикладного бакалавриата они включились не сразу – на программу УВО поступали с другими идеями, но, как они сами рассказывают, «первый же модуль-сессия нас развернула на 180 градусов. Опыта такой командной работы, как на программе, у нас не было нигде и никогда, и сейчас подобный подход мы пытаемся внедрить у себя в вузе. Нам не давали горы лекций, теории, главное – это практика и процесс выполнения уникальных проектов и заданий, и, конечно, сама среда, которая меняет и заставляет меняться. Коллаборация с коллегами из других вузов и высокоинтеллектуальный мир.
Замысел программы, которую мы разработали, родился из консалтингового проекта Инобра подготовленного для Республики Татарстан, в обсуждении которого мы принимали участие. После нескольких стратегических сессий, где мы прорабатывали идеи возможных направлений движения прикладного бакалавриата, пришла мысль превратить это в магистерский проект – что вполне находится в русле программы УВО, которая направлена на выработку умений находить готовые управленческие решения и предлагать работающие модели в образовании».
В магистратуре «Управление в высшем образовании» представители вузов разрабатывают стратегии управления, изучают тренды высшего образования, перенимают опыт и практики лучших российских и иностранных университетов. Узнать больше о программе можно здесь.
Мальцева Вера Андреевна
Центр развития навыков и профессионального образования: Научный сотрудник
Мальцева Вера Андреевна
Центр развития навыков и профессионального образования: Научный сотрудник