• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Очередной семинар цикла "Современное детство"

Мероприятие завершено


Институт образования НИУ ВШЭ и Московский городской психолого-педагогический университет проводят очередную встречу в рамках постоянно действующего семинара «Современное детство: теория и практика».

Целью проекта, напомним, является привлечение профессиональной аудитории и молодых ученых к обсуждению проблем развития и обучения современных детей и подростков.  

Тема семинара: «Школа возможностей и возможности школы для ребенка вчера и сегодня».

В программе семинара:

  • Введение в проблематику

Катерина Николаевна Поливанова, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра исследований современного детства Инобра.

  • «Острова утопий» (школа советского периода)

Кукулин Илья Владимирович, доцент НИУ ВШЭ, сотрудник Центра историко-культурных исследований Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС;

Майофис Мария Львовна, доцент Института общественных наук РАНХиГС, сотрудник Центра историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС;

Сафронов Петр Александрович, руководитель магистерской программы "Доказательная образовательная политика" Института образования НИУ ВШЭ.

Исследования образования сегодня требуют совмещения нескольких исследовательских оптик. Прежде историю педагогики очень редко скрещивали с историей самих педагогических институций. И никогда – с социально-политической историей той эпохи, в которую жили и работали педагоги. То же самое и с историей конкретной социокультурной деятельности. Если собрать все это вместе, то картина получается несколько иная, чем рисовала просто история педагогики.  Особенно важно то, что получается выявить отдельные анклавы, "острова" внутри кажущейся монолитной картины. В сущности, "острова утопий" – это разные типы школ и педагогических проектов. Каждый из этих островов предполагался как модель будущего образования, будущего воспитания, которое будет устроено иначе, чем теперь, и "вытащит" за собой целый материк из будущего. Но на практике ни один из этих островов не вытащил за собой материка, хотя все вместе они создавали некое разнообразие на фоне условного моря – ровного фона повседневной школьной жизни, которая развивалась по инерционным законам. При этом каждый педагог в своей жизни, в какой бы школе он ни работал, решал множество задач, давал детям много хорошего. Однако все эти во многом разрозненные и неосмысленные усилия часто пропадали втуне. Были некоторые территории, в буквальном и в переносном смыслах, где, благодаря деятельности отдельных людей и каким-то особым ресурсам, создавались специфические условия для того, чтобы экспериментировать со школой. Но никогда эти условия не выходили на уровень государственной образовательной политики. Парадокс, который и позволяет выявить наши исследования, заключается в том, что не существовало чего-то, что можно назвать советской образовательной политикой. Она была местом интервенции политических, идеологических и прочих интересов, но как самостоятельного целого ее никогда не существовало. Отчасти в эту ситуацию мы возвращаемся сегодня. В одном из интервью министр Ливанов даже заявил, что ситуация в средней школе не нуждается в существенной коррекции. Можно ли считать, что ситуация зависит от соединения усилий профессиональных учителей и профессиональных менеджеров, - это отдельный вопрос.

  • Директора и педагоги - новаторы (школа перестройки)

Каспржак Анатолий Георгиевич, профессор, директор Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Управление образованием», заслуженный учитель РФ, бывший директор школы.

В середине 80-х в  появилось  движение директоров так называемых инновационных школ. Что заставило этих людей, - в большинстве своем и воспитанных, и учившихся, и работавших в советской школе, - начать делать что-то новое? Где они искали образцы, что хотели сделать? Какой они видели "свою" школу через 5, через 10 лет? Что преодолевали, к чему стремились? Они почувствовали "ветер перемен"? Да, конечно. Но почему тогда не все, а только немногие? В чем был их личный вызов, в ответ на который они начали что-то делать иначе, чем привыкли?
Сегодня, спустя 30 лет, очень хочется понять то время, трезво оценить, что получилось, а что осталось так и невыполненным.
Эти вопросы относятся не только к истории. В первую очередь, это вопросы о том, каков сегодня директор школы, и конечно же, сама школа. И какой будет школа завтра.


Дискуссант (современная школа):

Байбурин Рустам Фаильевич - заместитель директора лицея НИУ ВШЭ.

Если вы хотите выступить в качестве дискуссанта или у вас есть исследования по данной теме, отправьте, пожалуйста, заявку по e-mail: modernchildhood@mail.ru.

Руководители проекта: И.Д. Фрумин (НИУ ВШЭ), В.В. Рубцов (МГППУ), А.А. Марголис (МГППУ)
Научный руководитель проекта: К.Н. Поливанова (НИУ ВШЭ)
Координаторы проекта: Д.О. Королева (НИУ ВШЭ), О.В. Рубцова (МГППУ)


Семинар состоится 23 апреля 2015 г. в 18.00 в здании Института образования НИУ ВШЭ по адресу:
Москва, Потаповский переулок, д.16, стр.10, ауд. 104.

Внимание! Обязательна предварительная регистрация:
по e-mail: modernchildhood@mail.ru 
или на Facebook.