• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Серия открытых лекций "Культурно-историческая теория и современность". Ведущий - доктор психологических наук Б.Д. Эльконин

Мероприятие завершено


Уважаемые коллеги!

В 2016 году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советского ученого-психолога Л.С. Выготского. Многие научно-образовательные институции, относящие себя к школе культурно-исторической психологии Выготского, − среди которых можно отметить РГГУ, МГППУ, Институт образования НИУ ВШЭ, − отмечают эту дату. 

Институт образования открывает год Выготского
серией лекций, объединенных единой темой − 

"Культурно-историческая теория и современность".

Ведущий – доктор психологичесих наук Б.Д. Эльконин.

Лекции состоятся 11, 12 и 18 февраля.

 

Л.С. Выготский связал педагогику с психологией и оставил теоретические разработки и наблюдения, которые позднее легли в основу образовательных систем педагогов-новаторов (Занкова, Эльконина-Давыдова). В Институте образования НИУ ВШЭ открыта аудитория имени Выготского, работают несколько психологов, принадлежащих к его школе и продолжающих исследования в области культурно-исторической психологии.  

В рамках лекций предполагается обсудить следующие вопросы*:

  • Позиция и установки. Как рассмотреть КИТ из современности? «Методика» вопрошания (М. Хайдеггер).
  • Онтологический поворот. Ситуация (до и для) Л.С. Выготского – интенциональность исследований: психика как Объект (Вундт, бихевиоризм, гештальтпсихология, французская социологическая школа, психоанализ). Поворот Выготского: как «добраться» до Психики в экспериментальном исследовании – место экспериментатора и неклассическая психология.
  • Этапы КИТ – изменения конструкта. «Психология искусства» – устройство означивания. «История развития высших психических функций» – психологическое орудие. VII гл. «Мышления и речи», «Проблема умственной отсталости», работы по возрастной психологии – значение, значимость (смысл) и поле.
  • Каков же интенциональный объект? 
  • Гносеологический поворот: Теория Деятельности – скрытые дискуссии. А.Н. Леонтьев: «За значением». Мотив, цель «при» или «в» действии. А.В. Запорожец – внутренняя моторика, (но) сенсорные эталоны. П.Я. Гальперин – ориентировочная часть(?) действия, поэтапное формирование, предмет Психологии. Д.Б. Эльконин – игра, учебная задача, историческое происхождение возрастов, устройство действия и периодизация.
  • Так что же есть исследуемый объект современной КИТ? Заметки о предметных действиях Д.Б. Эльконина. Какой же образ («рисунок») действия имеется в виду? Опосредствование как изучаемый Объект. Посредническое Действие как проблемное поле: связь форм вовлеченности экспериментатора и испытуемого. Акт развития как Событие.
  • Итог. Развитие, произвольность, культура – «ценности» или способы? Способы чего?  

 

Дата и время проведения лекций: 11, 12, 18 февраля с 16:00 до 19:00.

Место: Институт образования НИУ ВШЭ, Потаповский пер., 16/10, ауд. 309.


Всех, кто планирует посетить лекции и не имеет постоянного пропуска НИУ ВШЭ, просим пройти регистрацию, заполнив специальную форму и отметив в ней дату посещения.


Для тех, кто не сможет посетить лекции очно, будет организован вебинар

Для регистрации на вебинар необходимо перейти по ссылке на выбранную дату: 11 февраля12 февраля18 февраля.


Контактное лицо –
 Анна Хильченко: 8 (495) 772-95-90; *22119; ahilchenko@hse.ru

 


* Уважаемые коллеги, предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями Б.Д. Эльконина по предварительному чтению:


Видеозаписи всех трех лекций мы разместим на ютуб. Ссылка появится на этой странице 22 февраля 2016г.