• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Очередной семинар цикла «Современное детство: теория и практика»

Мероприятие завершено

 


Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас на очередную встречу в рамках постоянно действующего семинара «Современное детство: теория и практика», который организует Институт образования НИУ ВШЭ и Московский городской психолого-педагогический университет.

Тема семинара: 

«Современное детство: От младшего школьника к подростку в 1960-е и 2010-е».

 

Целью проекта, напомним, является привлечение профессиональной аудитории и молодых ученых к обсуждению проблем развития и обучения современных детей и подростков.  

Мероприятие будет интересно для психологов, в том числе школьных, педагогов, социологов, историков и родителей. Специалисты группы «Исследования современного детства» поделятся опытом включенного наблюдения за пятиклассниками – репликой исследования 1967 года. 

Программа семинара

  • Введение в проблематику:

профессор, д.п.н. К.Н. Поливанова.

  • Трансформации детства: опыт включенного наблюдения в 1960-е и сегодня:

научный сотрудник, к.п.н. А.К. Нисская; научный сотрудник, к.п.н. А.А. Бочавер.

В 1967 году Д.Б.Эльконин и Т.В. Драгунова с коллегами провели исследование, посвященное особенностям перехода ребенка от младшего школьного возраста к подростковому. На материале данных включенного наблюдения за пятиклассниками авторы исследовали становление чувства взрослости, изменения отношений со сверстниками и взрослыми, трансформации учебной мотивации у школьников. Наша команда реализует “ремейк” этого проекта, проводя аналогичное включенное наблюдение за пятиклассниками. Основных целей три: (1) описать, как происходит взросление у современных пятиклассников; (2) произвести сравнение с результатами Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, чтобы показать динамику изменения взросления  с интервалом в 60 лет; (3) реанимировать метод наблюдения в психологических исследованиях. Данный проект сейчас находится на стадии реализации, и мы будем рады инициировать обсуждение ожиданий и предположений касательно результатов, а также нюансов их обработки и описания. Мы также хотели бы собрать предложения по имеющимся исследованиям, которые “заслуживают” повторения.

  • Раз наука, два наука, три наука – как нам исследовать детство?

                доцент, к.ф.н. П.А. Сафронов.

    Научный интерес к детству – современник “молодых” наук: психологии, антропологии, социологии. Развитие перечисленных дисциплин сильно зависело и зависит от подражания канонам строгости точных и естественных наук. Часто оправданное само по себе такое методологическое подражание не позволяет уловить ткань повседневного производства детства, превращает его во что-то уже понятное. Но с современным детством многое непонятно – начиная с того, как определить его временные и символические границы. Этим обусловливается необходимость удержания перспективы качественного исследования детства. Какой может быть методология качественного исследования современного детства? Какие научные дисциплины и подходы участвуют в ее формировании? Каковы ограничения существующих подходов? Таков краткий перечень вопросов, которые будут обсуждены в выступлении.
  • Теория большого взрыва: исследование цифровых следов в социальных сетях:

              аналитик группы "Исследования современного детства"  Д.О. Королева.

    Говоря о сегодняшних исследованиях подростков, нельзя не учитывать их активную социальную жизнь в соцсетях. Если в начале появления социальные сети изучались как отдельное дополнительное пространство общения, самопрезентации и т.д., то сейчас в силу развития мобильных технологий непосредственное и опосредованное общение представляют собой единое пространство, а респонденты-подростки с трудом разделяют их в своих ответах. Тем не менее изучение цифровых следов пользователей – большой методологический вопрос. В рамках “ремейка” включенного наблюдения за пятиклассниками группа исследователей  группы "Исследования современного детства"  пробует новые методы анализа профилей подростков в социальных сетях. В рамках семинара планируется представить дизайн данного исследования, для проведения которого в настоящий момент формируется команда волонтеров. После семинара будет возможность записаться в команду. Это может стать темой курсовой или дипломной работы.

  • Общее обсуждение: что мы видим и что узнаём? А если что-то знаем, то что это значит?

 

Время и место проведения семинара: 24 марта 2016 г., 18.00, Москва, Потаповский переулок, д. 16/10, аудитория 104, Институт образования НИУ ВШЭ.


Обязательна предварительная регистрация:

по e-mail: modernchildhood@mail.ru
или на Facebook.