• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

Мероприятие завершено

Институт образования НИУ ВШЭ продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.

Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте конкретных социальных ситуаций развития и различных культур. 

Руководитель семинара – ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, к.психол.н. Алексей Сергеевич Обухов.

Координатор семинара – доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, к.психол.н. Луиза Игоревна Адамян.

Второе заседание семинара состоится 22 мая (вторник) в 18:30 в Институте образования НИУ ВШЭ по адресу: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, ауд. 1.04 (зал на 1 этаже).

Регистрация для участия по ссылке.

 

Фильм Павла Фрейчко «Моление» (2013 г.) – это часть визуально-антропологического исследования, проводившегося в рамках студенческих этнографических экспедиций РГГУ под руководством профессора РГГУ, доктора филологии В.Л. Кляуса с 2004 по 2013 гг. в ареале расселения малочисленного народа России – бесермян. В ходе этой экспедиционной работы были опробованы и применены на практике новые методы фиксации, систематизации и введения в научный оборот собранных этнографических материалов. Создавался и постоянно пополнялся полевой электронный архив, на основе которого в 2013 году студентами РГГУ был создан виртуальный музей «Мы – бесермяне». Бесермяне – это уникальный народ-загадка. О его происхождении ученые много спорят и пока не могут прийти к единому мнению. Финно-угорский мир признает этот народ своим, но существует версия и о его тюркском происхождении. Тем интереснее изучение культурных, лингвистических, бытовых особенностей этого народа, его традиций, обрядов и фольклора.

В своем докладе в рамках семинара «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры» Павел Фрейчко представит результаты девятилетней исследовательской деятельности студентов РГГУ в местах расселения бесермян, проанализирует итоги состоявшейся 20-21 апреля 2018 г. в г. Глазов международной конференции «Язык, история, культура бесермян: состояние и перспективы исследований» и обозначит перспективы возобновления исследовательской деятельности в рамках учебных этнографических экспедиций учащихся Хорошевской школы и школы №1553 им. В.И. Вернадского.

Павел Фрейчко – режиссер и преподаватель РГГУ и МПГУ, руководитель «Мобильной киношколы» Гимназии Хорошколы. Он самостоятельно вел съемку, записывал звук и монтировал фильм «Моление» – авторскую работу, посвященную бесермянскому празднику Кырбан. Фильм основан на длительных полевых исследованиях методом включенного наблюдения. Фильм «Моление» получил награды за лучшую режиссуру и за лучшее звуковое решение на 48 кинофестивале «Земля Тверская».

 

 


Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры» ставит перед собой несколько задач:

  • раскрыть, как современные визуальные методы и технологии позволяют решать исследовательские задачи в русле социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • показать, какие могут быть варианты фиксации для понимания повседневной жизни человека или сообщества, представления ее в формате антропологического кино;
  • осмыслить возможности и ограничения применения визуальных методов исследования человека, взаимодействия людей, социальной ситуации развития, образовательного пространства, сознания и самосознания;
  • обсудить конкретные вопросы, поднимаемые в фильмах, с участием их авторов.


У семинара, таким образом, будет два фокуса обсуждения:

1 – какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос "как?");

2 – содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос "что?").

На каждое заседание будут специально приглашаться две категории специалистов: 1 – в области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании; 2 – в области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.

Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.

Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/ или проектных целях – одна из задач, требующих решения в широкой практике образования.

Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов играет важное концептуальное значение, поскольку не позволяет остаться зрителю в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания и о замысле в целом, а выводит его на диалог с создателем фильма.

 

Для семинаров специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами.

Каждое заседание семинара будет выстроено в следующем алгоритме:

1 – краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;

2 – просмотр фильма;

3 – уточняющие вопросы к автору фильма;

4 – обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;

5 – обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.

Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из России и других стран.