Курс лекций Бориса Эльконина
28 сентября, 1, 3 и 5 октября в Институте образования пройдут лекции Бориса Данииловича Эльконина.
Лекции будут проходить с 18:00 до 21:15 в ауд. 309 Института образования (Потаповский пер., 16, стр. 10).
Цели курса:
А) Презентация того, что есть современность Психологии Развития, выстроенной из современности же Культурно-исторической психологии и деятельностного подхода.
Б)Презентация способа мышления о деятельностном подходе в образовании.
Получаемые навыки: способность соотносить свое фактическое действие с той или иной Позицией и тем самым различать позиции в описании и анализе онтогенеза (истории взросления).
Целевая аудитория: гуманитарии (в первую очередь – педагоги и психологи), занятые способами описания и анализа развития, а также практиками формирования.
Аннотация курса «Интрига Развития. Событие. Продуктивное действие»
Позиция: культурно-историческая психология. Концепция Л.С.Выготского (28.09)
- Знаковое Опосредствование – радикальный поворот Выготского; суть поворота: культура и сознание, неклассическая психология
- Условия опосредствования – как «работает» знак?
- Интерпсихическая форма – взаимность обращений как исходное условие работы сознания
Опосредствование и развитие - Деятельностная психология.
- Дискуссия А.Н.Леонтьев – Л.С.Выготский
- Категория действия в Теории Деятельности (гносеологический подход)
- Какая же форма действия имеется в виду?
- Онтогенез – развитие чего?
Посредническое действие (1.10)
- Действие, понятое в актах его построения (а не post festum)
- Опосредствование как действие
- Устройство опосредствования – Посредническое действие
- Как и когда с-бывается Посредническое действие?
- Что с-бывается? Масштабы рассмотрения и полнота описания актов развития.
Событие Действия (3.10)
- Событийность и детерминизм в понимании развития
- Посредническое действие как единица развития
Посредничество и Продуцирование. (3.10, 5.10)
- Устройство продуктивного действия. Продуцирование и Проба (материалы экспериментов)
- Продуктивное действие как Акт Развития
- Игровое, учебное, результативное действия как редукции продуктивного
- Функциональная структура продуктивного действия
Для тех, кто не сможет к нам присоединиться очно, – ссылки на онлайн-трансляцию.
Для iPad, iPod, iPhone;
Для компьютера и ноутбука.
Видео лектора:
Университетский семинар "Что такое деятельностный подход в образовании"
Лекция "Игра, продуцирование, Учение"
Лекция "Метод игрового начала в построении действия"
Литература к курсу:
Агамбен Д. Что такое акт творения? В кн. (его же) «Костер и рассказ»
Л.С.Выготский. История развития высших психических функций (гл. 3, 4, 5). Собр. Соч., т.3
Л.С. Выготский. Мышление и речь (гл. 7). Собр. Соч., т.2
П.Я.Гальперин. Введение в психологию (Гл. 3.4. 5). В кн. «Ведение в психологию». М – Ростов на Дону, 1999
Ж. «Культурно-историческая психология», №3, 2016
А.Н.Леонтьев. О механизме чувственного отражения. В кн. «Проблемы развития психики». М., 1981
А.Н.Леонтьев. Перенос действия как функция интеллекта. В кн. «Становление психологии деятельности», М., 2003
Хайдеггер М. Время и Бытие. В кн. «Время и Бытие». М., 1993
Б.Д.Эльконин. Событие действия. Ж. «Культурно-историческая психология», 2014, №1
Д.Б.Эльконин. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. В кн. «Избранные психологические труды». М., 1989. Там же: Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве.