• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

IХ заседание научного сетевого этносеминара

Мероприятие завершено
Институт образования НИУ ВШЭ, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образованию МГППУ, специализация «Социокультурная психология и антропология» Школы №1553 имени В.И. Вернадского проводят IX заседание научного семинара по этнопсихологии.

На мероприятии выступит Юлия Сергеевна Овчинникова, кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова с докладом: «Культуры народов России: проблема построения междисциплинарного учебного курса для высшей школы».

Разработка курса «Культуры народов России» связана с открытием в 2009 г. отделения культурологии на базе кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. В связи с тем, что большой блок дисциплин программы связан с изучением различных аспектов русской культуры, возникла необходимость восполнения пробела в области изучения культурного многообразия народов России.

В докладе будет представлена программа семестрового курса «Культуры народов России», которая была разработана автором для студентов-культурологов и апробирована трижды: один раз в 2012 г. и два раза в 2018 г. Будут раскрыты цели и задачи дисциплины, теоретико-методологические основы построения программы, содержание дисциплины по разделам и темам, учебно-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, список основной и дополнительной литературы.

Курс имеет междисциплинарную направленность и сочетает данные и методы этнографии, истории, антропологии, искусствоведения, литературоведения, музыковедения и др. Учитывая различные подходы к исследованию культур народов России (по языковым семьям, по этническому, географическому принципам и др.), а также задачи, связанные с необходимостью изучения этнокультурного многообразия России в рамках одного семестра, основным принципом структурирования материала послужила следующая типология культур:

- полукочевые охотники и рыболовы севера (от угро-финнов до чукчей);

- кочевники степей (от тюрков до бурят-монголов);

- оседлые горцы Кавказа;

- диаспоры народов ближнего зарубежья (армяне, грузины, азербайджанцы, киргизы и др.).

Русская культура не включена в данный курс, т.к. она в различных аспектах фигурирует в большинстве других дисциплин программы подготовки культурологов.

Каждый тип культуры рассматривается на примере конкретного народа в следующей перспективе – от автохтонных традиций к современной этнической культуре (литературе, музыке, изобразительному искусству) и различным формам трансляции культурного наследия в условиях глобализации. Основные аспекты исследовательской фокусировки:

1. Изучение каждого типа культуры на примере конкретного народа по «матрице», предложенной в ИЭА РАН в рамках серии «Народы и культуры» (особенности этноистории, традиционного хозяйства и природопользования, социальной структуры и быта народов России; верований; праздников и обрядов; декоративно-прикладного искусства и др.).

2. Изучение и сравнительный анализ фольклорных текстов, раскрывающих мифологию, верования, аксиологию этносов.

3. Изучение взаимосвязи природного ландшафта и типа хозяйствования с особенностями миросозерцания и космологии народов (на основе подхода Г. Гачева).

4. Знакомство с творчеством представителей современного этноискусства народов России, анализ произведений этнической литературы, музыки, живописи, кинематографа (на выбор).

5. Сравнительное изучение способов трансляции этнокультурных ценностей в современном мире.

6. Компаративный анализ различных явлений культур народов России.

В рамках дискуссии предполагается обсуждение следующих проблем:

- возможности и ограничения междисциплинарного диалога в области изучения культур народов России;

- проблема сочетания в содержании курса охвата этнокультурного многообразия России с глубиной «погружения» в изучаемый материал;

- обсуждение и расширение списка проблемных вопросов в изучении культур народов России;

- проблема соотнесения содержания и методологии построения курса с возможностями реализации учебных задач дисциплины.

Ведущие семинара:
Алексей Сергеевич Обухов, ведущий эксперт Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ, руководитель специализации «Социокультурная психология и антропология» школы №1553 имени В.И. Вернадского;
Олег Евгеньевич Хухлаев, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

Научный секретарь семинара: Наталья Владимировна Ткаченко, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.
Мероприятие начнется в 18:00 в понедельник, 14 января 2018 г. в Институте образования НИУ ВШЭ - Потаповский переулок, дом 16 стр.10, ауд. 4.03 (библиотека А.А. Пинского).

Вход свободный. Обязательна предварительная регистрация по ссылке (в здании действует пропускная система). Регистрация закрывается в 09:00 14 января.

Группа этносеминара в FB

Контакты: Tata_tkachenko@mail.ru