• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школой культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.

Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.

Семинар ставит перед собой несколько задач:

  • осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
  • определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
  • просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
  • осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.

У семинара, таким образом, будет два фокуса обсуждения:

1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);

2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).

В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:

1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.

2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.

Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.

Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.

Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведит их на диалог с исследователем.

Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами. 

Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:

1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;

2. Просмотр фильма;

3. Уточняющие вопросы к автору фильма;

4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;

5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.

Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.

Руководители семинара:

Координатор семинара: доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, к.психол.н. Луиза Игоревна Адамян.

Третье заседание семинара состоится 22 октября (вторник) в 18.00 в Институте образования НИУ ВШЭ, ауд. 4.03 (библиотека А. Пинского).

Регистрация для участия по ссылке.



«Времена сновидений», СССР. Режиссёр-оператор Андрис Слапиньш, научные консультанты Е.С. Новик и Э.Е. Алексеев. Фильм создан в 1982-1991 гг., восстановлен в 2019 г. 

«Времена сновидений». В английском переводе  «The Dream Time»  или  «Time of Dreams».  Вроде бы одно и то же.  Хотя правильнее, наверное, в одно слово — «Dreamtime».  У австралийского племени арунта так называлось мифическое время первотворения, когда закладывались законы бытия и человеческой жизни…Судьба фильма непроста.  Андрис продолжал над ним работать вплоть до своей гибели от пули ОМОНовского снайпера.  И потому фильм дошёл до нас в нескольких вариантах.  Все они плохо сохранились.  Но мы верим, что «Dreamtime» ещё поработает в своём возрождённом качестве». (Эдуард Ефимович Алексеев)

Фильм «Времена сновидений» является результатом совместной работы этнографа Е.С. Новик, музыковеда Э.Е. Алексеева и оператора-режиссера Андриса Слапиньша. Фильм собрал воедино полевые материалы десяти лет этнографических экспедиций по отдаленным районам Сибири. Фильм повествует о жизни и традициях коренных народов (чукчей, нанайцев, эвенков, эскимосов, якутов, ульчей, удэгейцев).

Основная версия фильма «Времена сновидений. Шаманские традиции сибирских народов» запечатлела последних великих шаманов ХХ века. Данная версия была создана в 1982 году Всесоюзной комиссией по народному творчеству Союза композиторов СССР на народной киностудии Академии наук ЛССР. Фильм был смонтирован в нескольких версиях, позднее в него также вошли материалы, найденные в киноархивах. Участникам семинара будет представлена самая последняя восстановленная и вновь озвученная версия фильма 2019 года.

Вопросы, которые планируется обсуждать:

  • Что такое визуальная антропология в СССР?
  • Кто стоял у истоков движения (работа Всесоюзной комиссией по народному творчеству Союза композиторов СССР)?
  • Какие приемы и методы съемки использовались?
  • Авторы фильма: коллаборация этнограф/музыковед/оператор-режиссер?

Специальные гости:

  • Дюшен Наталья Игоревна, вдова Андриса Слапиньша
  • Александров Евгений Васильевич, к.искусствоведения, едущим научным сотрудником сектора музейно-методической работы и фондов Музея землеведения и заведующим лабораторией мультимедиа визуальной антропологии Экоцентра МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Андреева Евгения Доновна, советский и российский музыковед, социолог, культуролог, фольклорист
  • Беляева-Сачук Вероника Александровна, научный сотрудник Центра арктических и сибирских исследований Социологического института РАН
  • Данилко Елена Сергеевна, д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
  • Кляус Владимир Леонидович, д.филол.н., заведующий отдела фольклора ИМЛИ имени А.М. Горького РАН, профессор РГГУ, главный редактор журнала «Традиционная культура»
  • Конрад Инна Сергеевна, к.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии МПГУ
  • Овчинникова Юлия Сергеевна, к.культурологии, доцент каферы сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Ткаченко Наталья Владимировна, к.психол.н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ
  • Христофорова Ольга Борисовна, д.филол.н., директор учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

Семинар состоится по адресу: Потаповский переулок, д. 16, стр. 10, Институт образования НИУ ВШЭ, ауд. 4.03 (библиотека А. Пинского).