• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

16+
Мероприятие завершено

Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школой культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.

Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.

Семинар ставит перед собой несколько задач:

  • осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
  • определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
  • просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
  • осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.

У семинара, таким образом, два фокуса обсуждения:

1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);

2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).

В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:

1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.

2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.

Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.

Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.

Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведит их на диалог с исследователем.

Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами. 

Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:

1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;

2. Просмотр фильма;

3. Уточняющие вопросы к автору фильма;

4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;

5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.

Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.

Руководители семинара:

Седьмое заседание семинара состоится 21 февраля (пятница) в 18.00 в Институте образования НИУ ВШЭ, ауд. 1.04 (1-й этаж в конце коридора).

Фильм «Бороться не надо» (Россия, 2019, 39 мин.). 

Аннотация фильма. Виктория Петрова – красивая женщина среднего возраста и у нее БАС, болезнь, при которой человек медленно перестает двигаться, говорить, есть, дышать. Фильм показывает изменения, которые произошли с героиней за два года болезни.

Вопросы, которые планируется обсуждать:

  • Можно ли принять такую болезнь?
  • Чему она учит?
  • О чем заставляет думать, а о чем молчать?
  • Как жить в присутствии смерти и про что теперь смеяться с родными?

Автор фильма:  Ирина Петрова - культуролог (исследователь документального кино и театра, магистерская программа визуальная культура НИУ ВШЭ), участница мастерской документального кино летней школы русского репортера, окончила курс по документальной фотографии Михаила Доможилова.

Специальные гости:

  • Налетова Александра Николаевнатанцевально-двигательный психолог-консультант АТДТ, президент Ассоциации танцевально-двигательной терапии (2013 – 2019), автор и ведущая проектов по социальной практике движения и танца, развивающих и терапевтических программ для детей, подростков, взрослых и семей;
  • Казенная Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ, клинический психолог, сертифицированный EMDR-терапевт, специалист в области психологии и психотерапии травмы; руководитель сертификационного комитета и соучредитель Национальной Ассоциации EMDR в России, член Европейского Сообщества по Травме и Диссоциации ESTD (European Society for Trauma and Dissociation);
  • Демидова Елена, российский кинорежиссер, сценарист и продюсер. В качестве режиссера и сценариста сотрудничает с киностудией имени Горького, кинокомпаниями «Пассажир», «Камер-Тон-Фильм-Русь», Фондом этногеографических исследований; многие проекты сделаны в копродукции с другими странами - Норвегией, Францией, Финляндией, Германией. Фильмы Елены Демидовой имеют награды многих российских и международных фестивалей. Руководила мастерской документального кино для молодых режиссеров при Студии детских и юношеских фильмов имени Горького. Член союза кинематографистов киносоюз, гильдии кинорежиссеров РФ и гильдии неигрового кино и телевидения.

Семинар состоится по адресу: Потаповский переулок, д. 16, стр. 10, Институт образования НИУ ВШЭ, ауд. 1.04.