• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

6+
Мероприятие завершено

Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школой культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.

Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.

Семинар ставит перед собой несколько задач:

  • осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
  • определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
  • просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
  • осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.

У семинара, таким образом, два фокуса обсуждения:

1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);

2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).

В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:

1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.

2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.

Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.

Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.

Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведит их на диалог с исследователем.

Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами. 

Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:

1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;

2. Просмотр фильма;

3. Уточняющие вопросы к автору фильма;

4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;

5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.

Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.

Руководители семинара:

В связи с карантинными мероприятиями восьмое заседание семинара мы сместили с 19 марта - на 23 апреля (четверг) в 18.00 в Институте образования НИУ ВШЭ. Семинар пройдет дистанционно на базе платформы zoom - ссылка на сессию конференции на zoom будет разослана зарегистрированным участникам семинара в день его проведения.


Фильм «Пристань. Усть-Утка» (год съёмок – 2017; год выпуска – 2019; 21 мин.).

 

Усть-Утка — село Пригородного района Свердловской области, расположено на реке Чусовой при впадении в нее реки Межевая Утка, в 65 км. от Нижнего Тагила. На другом берегу Межевой Утки находится деревня Баронское. Население обеих деревень — около 170 чел. 

Как сплавляли по рекам железо с уральских заводов, пишет Мамин-Сибиряк и вспоминает Геннадий Алексеевич Селиванов — старожил деревни Усть-Утка.

Отрывки из произведений Мамина-Сибиряка читает Максим Батурин.

Операторы: Михаил Папоротский, Елизавета Власова, Михаил Зыбин. 

Собеседники: Надежда Свешникова, Елизавета Власова, Илья Егоров.

Монтаж и режиссура: Илья Петров, Илья Егоров

Фильм создан в рамках проекта «Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень» в экспедиции Школы №1553 имени В.И. Вернадского. Научный руководитель проекта - Надежда Владиславовна Свешникова.

 

 Вопросы для обсуждения: 

1. Художественный текст в документальном фильме: каковы границы применимости?

2. Что важнее показать – характер главного героя фильма или его увлечения?

3. Собиратель в кадре: посредник или лишний персонаж?
Фильм также будет обсуждаться как один из элементов большого проекта электронной энциклопедии истории и культуры русских сел и деревень. 

Специальные гости:
Надежда Владиславовна Свешникова, Заслуженный учитель РФ, педагог Школы №1553 имени В.И. Вернадского, руководитель Фонда "Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень";
Владимир Леонидович Кляус, д.филол.н., профессор, заведующий отделом фольклора Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, главный редактор журнала "Традиционная культура";
- Игорь Святославович Демин, д.э.н., профессор Финансового университета при Правительстве РФ, участник команды проекта "Электронная энциклопедия истории и культуры русских сел и деревень";
- Инна Сергеевна Конрад, к.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ

Видеозапись семинара, проведенного в онлайн-формате.