• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

12+
Мероприятие завершено
25 ноября (среда) в 18.00 в дистанционном формате состоится десятое заседание научного семинара "Визуальные методы исследования человека в контексте культуры".
Пройдет просмотр и обсуждение фильма "Человек на кордоне" (2019, 40 минут).

Фильм, посвященный Сергею Шевченко, проживающему на кордоне Язула Алтайского заповедника последние 26 лет. Фильм снят в июле 2019 года в рамках экспедиции группы "Социокультурная психология и антропология" (руководитель - А.С. Обухов) Школы 1553 им. В.И. Вернадского.
Режиссер - Ирина Гришина.

Вопросы и темы для обсуждения:
- Какие вариации дауншифтинга бывают и в какой мере зафиксированный случай можно к нему отнести?
- Что движет человеком, уехать из города в дикую природу?
- Что держит человека в отдалении от миру людей и цивилизации?
- Камера-посредник сценирует пространство или инициирует диалог?

Ссылка на просмотр фильма.
Специальные гости семинара:

Илья Кочергин – писатель, путешественник, друг Сергея Шевченко;

Василий Кочергин – учащийся 11 класса Школы №1553 имени В.И. Вернадского, исследователь различных случаев дауншифтинга, участник экспедиции в Яузулу.


Видеозапись семинара - обсуждение фильма.

Информация о семинаре

Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школой культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.

Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.

Семинар ставит перед собой несколько задач:

  • осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
  • определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
  • просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
  • осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.

У семинара, таким образом, два фокуса обсуждения:

1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);

2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).

В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:

1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.

2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.

Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.

Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.

Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведет их на диалог с исследователем.

Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами. 

Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:

1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;

2. Просмотр фильма;

3. Уточняющие вопросы к автору фильма;

4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;

5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.

Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.

Руководители семинара: