• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

12+
Мероприятие завершено

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

23 декабря (среда) в 18.00 в дистанционном формате состоится одиннадцатое заседание научного семинара «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры».

В программе семинара: просмотр и обсуждение фильмов из программы  VIII Международного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» – 2020 г.

«Спитак. Тридцать лет одиночества» (Россия, 2020, 30’, режиссер Светлана Стасенко)

Спитак – город мёртвых. Тридцать лет назад здесь случилось страшное землетрясение. Десятки тысяч людей погибли, а выжившие словно застыли в том времени навсегда. Отец и сын Манукяны живут напротив огромного Спитакского кладбища – и кажется, будто какая-то неведомая сила не даёт им вырваться из безысходности и нищеты...

«Самвел» (Россия, Армения, 2019, 6’, режиссер Евгений Бакиров)

Короткометражный документальный фильм рассказывает о Самвеле Галстяне — водителе такси из Еревана. Фильм отодвигает профессию героя на второй план, фокусируясь на личном увлечении Самвела. Он — художник, рисующий с самого детства.

Темы и вопросы для обсуждения:

1. Как развивался национальный армянский кинематограф в советский период и после провозглашения независимости?  Армения глазами армян и русских.

2. Каково место человека и искусства в современном кавказском городе?

3. Особенности посттравматических стрессовых нарушений после землетрясения в Армении. Каковы механизмы адаптации человека после катастрофы в городе Спитак?

4. Трудовая миграция в Россию из стран Закавказья и способы репрезентации этой темы в кинематографе.

Специальные гости семинара:

Наталья Валерьевна Казурова – программный директор фестиваля, к.и.н., кинообозреватель, специалист по ближневосточному и центрально-азиатскому кинематографу, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН;
Артур Аванесов, армянский композитор, пианист, преподватель Американского университета Армении и Ереванской государственной консерватории (Ереван, Армения);
Елена Игорьевна Адамян, к.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ;
Луиза Игоревна Адамян, к.психол.н., выпускник магитерской программы "Визуальная антропология детства", доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ.

Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школой культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.

Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.

Семинар ставит перед собой несколько задач:

  • осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
  • определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
  • просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
  • осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.

У семинара, таким образом, два фокуса обсуждения:

1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);

2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).

В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:

1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.

2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.

Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.

Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.

Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведет их на диалог с исследователем.

Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами. 

Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:

1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;

2. Просмотр фильма;

3. Уточняющие вопросы к автору фильма;

4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;

5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.

Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.

Руководители семинара: