• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

ХV заседание научного сетевого этносеминара

12+
Мероприятие завершено

Институт образования НИУ ВШЭ, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образованию МГППУ, специализация «Социокультурная психология и антропология» Школы №1553 имени В.И. Вернадского проводят XV заседание научного семинара по этнопсихологии.

Тема доклада: «Развитие межкультурной компетентности средствами традиционной музыки народов мира: опыт педагогического эксперимента»

Докладчики:

Овчинникова Юлия Сергеевна, к. культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова;

Ткаченко Наталья Владимировна, к.психол.н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

 

Аннотация:

Проблема взаимодействия и взаимопонимания представителей разных этнических традиций является одной из наиболее актуальных в современной науке. Процесс интеграции человечества, расширение международных контактов, усиление взаимовлияния культур и глобализация современного мира обусловливают необходимость образовательной подготовки людей к жизни в условиях поликультурного общества.

Более, чем 15-летний опыт авторов в области теоретических и практических (полевых) исследований различных этномузыкальных традиций, а также 14-летний опыт преподавания курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» в МГУ имени М.В. Ломоносова (2007-2020) и ЕГУ имени И.А. Бунина (2011-2014) позволяют предположить, что эффективным средством выхода на более глубокий уровень восприятия другой культуры и общения с ее носителями является традиционная музыка.

В докладе к научному обсуждению будет предложена проблема развития межкультурной компетентности студентов вуза средствами традиционной музыки народов мира. Авторами будут раскрыты теоретические основы курса, его культурологическая специфика, тематический план, педагогические приёмы и результаты педагогического эксперимента.

В качестве теоретической базы выступают: исследования межкультурной компетентности (К. Эрли, С. Анг, Т.Г. Стефаненко, Л.Г. Почебут, А.Д. Карнышев, А.П. Садохин, работы коллектива кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ под руководством О.Е. Хухлаева и др.), интонационная теория Б.В. Асафьева; исследования интонационной формы музыки (В.В. Медушевский); категория этнослуха в трудах И.И. Земцовского; психология переживания (Ф.Е. Василюк), исследования А.В. Тороповой в области интонирующей природы психики; концепция звуковой картины мира (А.С. Алпатова). Во время доклада будут освещены теоретические позиции, раскрывающие взаимосвязь понятий «этнослух», «интонационный запас», «межкультурная компетентность», «культурный интеллект».

Для отслеживания результатов педагогического эксперимента используется концепция культурного интеллекта К. Эрли и Сун Анга – теория межкультурной компетентности, переведенная на русский язык, адаптированная к русскоязычной аудитории и апробированная Г.У. Солдатовой, С.В. Чигарьковой и Е.И. Рассказовой. Важным подспорьем для качественной интерпретации педагогических результатов курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» послужили студенческие эссе, написанные в процессе изучения различных тем, и рефлексивные самоотчеты участников курса.

В рамках дискуссии предполагается обсуждение следующих проблем:

– методология педагогического эксперимента с точки зрения отслеживания и оценки результатов (развития межкультурной компетентности студентов);

– смысловые связи между категориями «интонационный запас личности», «этнослух», «межкультурная компетентность», «культурный интеллект»;

– место интонационного запаса личности в структуре межкультурной компетентности (в целом; и в частности, на основе модели культурного интеллекта);

– соотношение результатов эссе и рефлексивных самоотчетов студентов с динамикой компонентов культурного интеллекта.

 

Ведущие семинара:

Алексей Сергеевич Обухов, к.психол.н., ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы №1553 имени В.И. Вернадского;

Олег Евгеньевич Хухлаев, к.психол.н., заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

Научный секретарь семинара:

Наталья Владимировна Ткаченко, к.психол.н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

Мероприятие начнется в 18:00 в четверг, 24 декабря 2020 г. в zoom

Вход свободный. Обязательна предварительная регистрация по ссылке (для получения доступа к семинару).

Группа этносеминара в FB

Контакты: Tata_tkachenko@mail.ru