Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»
Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»
19 марта (пятница) в 18.30 в дистанционном формате состоится тринадцатое заседание научного семинара «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры».
В программе семинара: просмотр и обсуждение фильма
«Взросление в Уганде» (Россия, 2021, 12,5 минут)
Над фильмом работали: Владимир Кляус (камера), Павел Фрейчко (монтаж), Дмитрий Бондаренко (консультант). Видеоматериалы сняты в рамках экспедиций Института Африки РАН в Уганду 2018-2019 гг. (при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-01-00148-ОГН).
Короткометражный документальный фильм рассказывает о пространстве детства и взросления в Уганде, зафиксированном в экспедиции российскими исследователями. Фильм посящен Маргарет Мид, визуальному антропологу и исследователю мира детства.
Фильм представят Владимир Леонидович Кляус, д.ф.н., зав. отделом фольклора ИМЛИ РАН и Павел Викторович Фрейчко, магистр визуальной антропологии детства, преподаватель РГГУ.
Темы и вопросы для обсуждения:
1. Как увидеть и зафиксировать мир детства?
2. Насколько мир детства другой культуры нам понятен?
3. Взгляд взрослого на детство другой культуры: возможности и границы фиксации и познания?
4. Как происходит взросление в Уганде? Насколько мы можем понять и передать в кино?
Специальный гость:
Дмитрий Михайлович Бондаренко, член-корреспондент РАН, профессор РАН, д.и.н., заместитель директора по научно работе Института Африки РАН, профессор Школы исторических наук и директор Международного центра антропологии НИУ ВШЭ.
Фильм "Взросление в Уганде" (ссылка на просмотр)
Обсуждение фильма (видеозапись)
Информация о семинаре
Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школой культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.
Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.
Семинар ставит перед собой несколько задач:
- осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
- определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
- обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
- просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
- осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
- обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.
У семинара, таким образом, два фокуса обсуждения:
1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);
2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).
В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:
1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.
2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.
Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.
Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.
Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведет их на диалог с исследователем.
Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами.
Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:
1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;
2. Просмотр фильма;
3. Уточняющие вопросы к автору фильма;
4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;
5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.
Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.
Руководители семинара:
- ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, к.психол.н., доцент Алексей Сергеевич Обухов;
- заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова, доцент факультета культурологии РГГУ, к.философ.н. Екатерина Юрьевна Трушкина;
- доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, к.философ.н. Виктория Олеговна Васильева.