• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

ХVII заседание научного сетевого этносеминара

12+
Мероприятие завершено

Институт образования НИУ ВШЭ, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образованию МГППУ, специализация «Социокультурная психология и антропология» Школы №1553 имени В.И. Вернадского проводят XVII заседание научного семинара по этнопсихологии 18 октября в 18.00.

Тема семинара «Бесермянские крези: специфика сохранения и развития локальной музыкальной традиции»

Проблема сохранения и развития этномузыкальных традиций является одной из наиболее актуальных в современной фольклористике. Объектом нашего исследования стали крези – традиционные, импровизационные напевы бесермян (коренного малочисленного финно-угорского народа, компактно проживающего на северо-западе Удмуртии). Крезь как архаичный образец бесермянского музыкального фольклора представляет собой народную терапевтическую практику индивидуального и совместного интонирования переживаний через импровизируемые вокализации на основе асемантического текста и ряда сложившихся в данной культуре локальных напевов.

В чем заключаются основные особенности современного бытования бесермянских крезей в с. Юнда? Каковы возможные траектории сохранения и развития бесермянских крезей в ближайшем будущем? Возможно ли и при каких условиях поддержание/сохранение/развитие песенной практики крезей в селе при бережном содействии творческой научной интеллигенции и при наличии среди местных жителей носителей культуры? Возможно ли для городского человека на основе изучения локальной традиции не просто освоение определенной музыкально-фольклорной формы, а ее живое песнетворчество, обусловленное естественной природной способностью к интонированию собственного переживания?

Поиск ответов на эти вопросы лег в основу нашего исследования в селе Юнда Балезинского района Удмуртской Республики в июле 2021 года в рамках работы экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» под руководством А.С. Обухова. Теоретическую базу работы составили: методология и практика сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях (А.С. Кабанов); теория контактной коммуникации в фольклористике (К.В. Чистов); исследования песенной культуры бесермян (М. В. Корепанова, И.М. Нуриева; М.Г. Ходырева); психология переживания (Ф.Е. Василюк); теория и практика музыкально-деятельностной терапии (А.В. Торопова, Т.В. Львова).

В первой части доклада Ю.С. Овчинникова проанализирует следующие формы современного бытования крезей в с. Юнда: ансамблево-сценическая форма, основанная на работе с творческим коллективом в сельском клубе (фольклоризм) и индивидуальная форма «живого» бытования (фольклор), отличающаяся сольным, интимным интонированием переживания. Особое внимание в изучении проблемы возрождения и развития бесермянских крезей будет уделено творческой личности исследователя, исполнителя и воспреемника-носителя данной традиции М.В. Корепановой. В результате междисциплинарного диалога ученых в контексте единого поля изучаемой традиции обозначились следующие направления научно-методической работы в области трансляции крезей:

– переосмысление подхода к ансамблевой работе с участниками творческого коллектива с. Юнда;

– поддержание живой традиционной индивидуальной вокально-терапевтической практики исполнения крезей среди местных жителей с. Юнда;

– обучение представителей других этносов, желающих научиться петь бесермянские крези;

– разработка на основе механизмов бесермянских крезей вокальной музыкально-терапевтической методики как здоровьесберегающей технологии в современной образовательной и арт-терапевтической практике.

Во второй части совместного выступления М.В. Корепанова поделится основными идеями, принципами, методами практической работы по возрождению бесермянских крезей в направлениях, обозначенных выше.

В рамках дискуссии предполагается обсуждение следующих вопросов:

– методология изучения бесермянских крезей (между музыковедением, филологией, психологией и культурологией);

– роль исследователя в процессах трансляции традиционной культуры;

– музыкально-терапевтические механизмы бесермянских крезей;

– методологические основы обучения бесермянским крезям как музыкально-терапевтической практике.

Докладчики:
Юлия Сергеевна Овчинниковакандидат культурологии, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия

Мария Владимировна Корепановадоктор философии (музыки) PhD, независимый исследователь, Эстония
Семинар пройдет 18 октября с 18.00 до 20.30 в онлайн формате (ссылка приходит при регистрации на указнный эл.адрес). 
Для участия в семинаре требуется регистрация по ссылке.
Видеозапись семинара.

Ведущие семинара:

Алексей Сергеевич Обухов, к.психол.н., ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы №1553 имени В.И. Вернадского;

Олег Евгеньевич Хухлаев, к.психол.н., заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

Научный секретарь семинара:

Наталья Владимировна Ткаченко, к.психол.н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. 

Группа этносеминара в FB https://www.facebook.com/groups/1877728085845688

Контакты: tkachenkonv@mgppu.ru