• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

6+
Мероприятие завершено

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

26 ноября (пятница) в 18.00 в дистанционном формате состоится шестнадцатое заседание научного семинара «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры».

В программе семинара: просмотр и обсуждение видеосюжетов Ксении Александровны Федосовой из экспедиции лета 2021 года в село Веркола Пинежского района Архангельской области.

Летом 2021 г. экспедиционная группа Фонда поддержки традиционной культуры «Электронная энциклопедия русских сел и деревень» вместе с командой старшеклассников Школы №1553 имени В.И. Вернадского и студентов-волонтеров – поехала в экспедицию в село Веркола (Пинежский р-н Архангельской обл.). Как и в других аналогичных выездах, результатом работы группы стал электронный краеведческий альманах – сайт (https://verkola.info), посвященный селу, его истории и культуре, – а также выставка и фильм о селе.

Важная особенность данного проекта, его отличие от аналогичных заключается в том, что он ориентирован на сотрудничество с местными жителями. Это важная часть концепции – привлечение жителей к работе на равных правах (при их желании и возможности) в любой роли, в первую очередь как владельцев семейных архивов, а также экспертов-консультантов и соавторов и/или редакторов.

На семинаре будут представлены материалы Ксении Александровны Федосовой (к.филол.н., антрополог, фольклорист, сказочник-практик трансляции традиционной сказочной культуры, научный руководитель школьных этнографических экспедиций) – статьи и два видеосюжета.

Работа в экспедиции заключалась в сборе тематического этнографического и краеведческого материала. Стояла сложная задача, хорошее решение для которой пока не найдено: нужно было упаковать и представить потенциально широкой интернет-аудитории уникальный и объемный материал с неочевидной для современного мира ценностью. Это материалы об истории одного из особенных домов села – дома Ставровых, а также этнографическая фиксация постепенно уходящей из обихода практики домашней выпечки в печи, в том числе такого вида домашнего хлеба, который делать уже перестали (житники). Для решения этой задачи оказалось необходимым снять рассказ о доме и выпечку житников на видео и смонтировать небольшие сюжеты.

Стоит добавить, что К.А. Федосова – профессиональный собиратель-антрополог, но не оператор. Сюжеты сняты на телефон и смонтированы непрофессионалом в этой в области монтажа. Однако, они весьма выразительные и интересны для обсуждения на нашем семинаре именно в контексте использования визуальных средств при исследовании человека в контексте культурных традиций.

Снимая выпечку житников, К.А. Федосова поставила себе задачу максимально включиться в процесс, насколько это возможно (но не влияя на его ход, в качестве условного подмастерья/туриста) и эксплицитно выражать искреннюю заинтересованность, моделируя тем самым восприятие потенциальной целевой аудитории – любителя этнографических диковинок и уходящей истории, культурного туриста или даже блогера, снимающего на свой смартфон ход процесса.

Съемки сюжета об истории дома решали эту же задачу, отличия заключались в том, что съемки и монтаж длились неделю, и все это время автор видеосюжета активно обсуждала замысел и ход работы с самой героиней фильма.

Темы и вопросы для обсуждения:

Можно ли представленные видеосюжеты назвать сложившимся форматом или что-то в нем может еще меняться?

Как решать задачу сохранения и популяризации нематериального наследия, не лишая его аутентичности?

Есть ли вообще эта задача, или нужно предоставить процессам смены культуры происходить своим чередом?

А также для обсуждения вынесены методологические вопросы, связанные с дистанцией между исследователем/наблюдателем и информантом (жителем):

Есть ли барьер между этими позициями, в чем его природа, проницаем ли он?

Есть ли дистанция, может ли она быть разной, на что это влияет?

Каковы методологические перспективы полевых исследований в современном мире, в том числе визуальных, но не только их – есть ли место для позиции «исследователя» и «объекта наблюдения»?
Специальный гость: 
Владимир Леонидович Кляус – доктор филологических наук, заведующий отделом фольклора ИМЛИ РАН, главный редактор журнала "Традиционная культура", начальник Отдела историко-филологических наук РАН — заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологическихнаук РАН по научно-организационной работе
Запись семинара.

Информация о семинаре

Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.
Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.
Семинар ставит перед собой несколько задач:

  • осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
  • определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
  • просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
  • осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.

У семинара, таким образом, два фокуса обсуждения:
1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);
2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).
В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:
1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.
2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.
Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.
Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.
Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведет их на диалог с исследователем.
Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами. 
Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:
1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;
2. Просмотр фильма;
3. Уточняющие вопросы к автору фильма;
4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;
5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.
Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.
Руководители семинара:

  • ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, к.психол.н., доцент Алексей Сергеевич Обухов;
  • заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова, доцент факультета культурологии РГГУ, к.философ.н. Екатерина Юрьевна Трушкина;
  • доцент Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, к.философ.н. Виктория Олеговна Васильева;
  • научный сотрудник МАЭ им. Петра Великого (Кунскамера) РАН, программный директор  МКАА "Дни этнографического кино", к.и.н. Наталья Валерьевна Казурова.