«Может ли школа развивать способности и таланты детей?» — открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию
В рамках доклада изучена специализация школ и образовательных программ, которая обеспечивает углубленное изучение предметов, профилизацию, индивидуализацию обучения и расширение образовательных возможностей — в том числе за счет дополнительных занятий, кружков и секций. Особое внимание уделим вопросам подготовки и стимулирования педагогов к работе с мотивированными и одаренными детьми. Исследование основано на результатах опросов учеников, родителей и педагогов школ, проведенных в рамках мониторинга экономики образования.
Основные выводы исследователей:
— По мере взросления школьника растут запросы семей на создание условий для выявления и развития его способностей. Растет и их неудовлетворенность существующими возможностями школ.
— Большинство школ заметно уступает внешкольному сектору в возможности удовлетворить запрос семей на развитие талантов детей, особенно в части разнообразия и качества программ дополнительного образования.
— В школах не обеспечиваются равные возможности для раскрытия и развития талантов детей из разных групп семей, проживающих на территориях разного типа.
— У родителей мало информации о возможностях выявления и развития талантов.
— Система стимулирования работы учителя с мотивированными и талантливыми детьми несовершенна. При том, что учителя получают дополнительные выплаты чаще всего именно за дополнительные занятия с одаренными детьми, объем этих занятий незначителен, эффективность мала, а процедуры отбора учеников непрозрачны.
— Обеспечить успех каждого ребенка можно при создании условий для раскрытия и развития талантов именно в массовой школе, прежде всего за счет индивидуализации обучения по основной программе и расширения возможностей дополнительного образования.
Важные направления работы с одаренными детьми:
— развитие системы коммуникаций с родителями насчет возможностей выявления и поддержки талантов в школе;
— увеличение охвата педагогов специальными программами повышения квалификации;
— повышение мобильности сельских школьников для участия в конкурсах и соревнованиях регионального и федерального уровней.
Докладчики:
Татьяна Мерцалова, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук
Константин Анчиков, стажёр-исследователь Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Дискуссанты:
Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук
Александр Леонтович, директор Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук
Марина Сергеева, ведущий научный сотрудник НИИ ФХБ им. А.Н.Белозерского МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор химических наук
Модератор:
Наталья Сенина, аналитик Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Подключиться онлайн