• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

25 заседание научного семинара «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

6+
Мероприятие завершено

Семинар «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

18 мая (четверг) в 18:00 состоится двадцать пятое заседание научного семинара «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»

Организаторы: научный кабинет-библиотека академика Вяч.Вс. Иванова факультета культурологии РГГУ, Институт образования НИУ ВШЭ, Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

В программе семинара: премьера фильма «Соседки» (2023, 49 мин.), созданного Павлом Фрейчко по материалам экспедиции в бесермянское село Юнда Удмуртской республики. Экспедиция проведена летом 2021 года группой «Социокультурная психология и антропология» Школы №1553 имени В.И. Вернадского (рук. Алексей Обухов). В фильме использованы материалы, снятые Ириной Гариковой, Павлом Фрейчко, Алексеем Обуховым и другими участниками экспедиции.

Лето 2021 года – было последним, когда бесермянка Надежда Ивановна Биянова (ур. Попова) и чепецкая татарка Диля Нуриевна Тезидинова прожили как соседки. Осенью 2021 года Диля Нуриева переехала в квартиру в город Глазов. Авторы фильма навестили Надежду Ивановну зимой 2022 года в ее доме в селе Юнда, но соседний дом был уже пуст.

Надежда Ивановна пишет стихи и ухаживает за скотиной, Диля Нуриевна – вяжет и ухаживает за огородом. Каждый при своем деле, увлечен и находит в этом радость жизни. При этом с особым уважением относится друг к другу. Соседство в селе – непростой феномен. В фильме авторы постарались отразить наиболее позитивные аспекты соседства.

Темы и вопросы для обсуждения:

1. Биэтнические взаимоотношения жителей полиэтнического региона.

2. Соседство в деревне как особый социальный феномен.

3. Личность или этничность – что более существенно в соседстве?

Фильм представят авторы фильма. В специальные гости приглашены люди, бывавшие в Юнде, но еще не видевшие фильм.

Специальные гости:

- Наталья Владимировна Ткаченко, к.психол.н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ;

- Инна Сергеевна Конрад, к.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии Институт детства МПГУ;

- Юлия Сергеевна Овчинникова, к.культурологии, доцент сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова.

Семинар пройдет в онлайн формате – регистрация будет открыта до 19:00, 18 мая. На указанный в регистрации электронный адрес будет выслана ссылка на конференцию на платформе zoom.

Подробнее о семинаре:

Институт образования НИУ ВШЭ в партнерстве со Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс.Иванова факультета культурологии РГГУ, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН продолжает проведение цикла научных семинаров по проблеме визуальных методов исследования человека в контексте культуры.

Цель данного семинара – обсуждение различных подходов, приемов, способов, возможностей и ограничений визуальных методов исследования человека в контексте различных культур.

Семинар ставит перед собой несколько задач:

  • осмысление истории визуальной антропологии как научного направления;
  • определение возможностей современных визуальных методов и технологий в решении исследовательских задач в области социокультурной антропологии, психологии, образования;
  • обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ;
  • просмотр и обсуждение результатов исследования человека в формате антропологического кино;
  • осмысление возможностей и ограничений применения аудиовизуальных методов исследования человека, внутри- и межгруппового взаимодействия;
  • обсуждение конкретных вопросов, поднимаемых в антропологических фильмах, с участием их авторов.

У семинара, таким образом, два фокуса обсуждения:

1. Какие приемы, методы, способы применения визуальных методов исследования были использованы при съемке, как выстроен монтаж и композиция при создании фильма (вопрос про как?);

2. Содержание проблемы, на которой сделан исследовательский фокус фильма (вопрос про что?).

В связи с этим на каждое заседание специально приглашаются две категории специалистов:

1. В области визуальной антропологии, специализирующихся на самом подходе использования визуальных методов в исследовании.

2. В области конкретной проблемы, поднимаемой и раскрываемой в фильме.

Семинар рассчитан на самую широкую аудиторию – студентов, преподавателей, исследователей – которой интересны история и современные тенденции развития визуальных методов исследования человека, их разнообразие.

Визуальная антропология – одно из активно развиваемых направлений гуманитарного познания в современном мире, которое происходит на стыке науки, искусства, социальной практики и образования. Визуальные средства фиксации стали общедоступными. При этом целенаправленное и осознанное использование их в исследовательских и/или проектных целях – является одно из задач, требующий решения в широкой практике образования.

Просмотр и обсуждение антропологических фильмов с их создателями даст возможность участникам семинара выйти за пределы своего повседневного мира, увидеть и пережить какие вопросы и проблемы существуют в других сообществах, взглянуть на свой мир, знакомый и известный, с новой точки зрения. Непосредственное участие в семинарах авторов и режиссеров фильмов при просмотре новых фильмов (или людей, связанных с историческим научным наследием при просмотре классики визуальной антропологии) играет концептуальное значение. Это не позволит участникам семинара остаться в пределах домыслов и догадок, предположений об истории создания фильма и о его замысле в целом, а выведет их на диалог с исследователем.

Для участия в семинарах специально отобраны фильмы, которые, во-первых, получили высокую оценку известных антропологов и психологов, во-вторых, они будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу людей с точки зрения опыта встречи с разными культурами. 

Каждое заседание семинара выстроено в следующем алгоритме:

1. Краткая вводная от автора о замысле фильма и причинах его создания;

2. Просмотр фильма;

3. Уточняющие вопросы к автору фильма;

4. Обсуждение участниками семинара, в том числе с участием приглашенных специалистов по тематике фильма, поднятой в нем проблемы;

5. Обсуждение способа съемки и монтажа фильма, подходов к решению создания визуального текста.

Запланировано участие исследователей-авторов фильмов из разных стран.

Руководители семинара:

  • ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, к.психол.н., доцент Алексей Сергеевич Обухов;
  • заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова, доцент факультета культурологии РГГУ, к.философ.н. Екатерина Юрьевна Трушкина;
  • доцент Школа философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, к.философ.н. Виктория Олеговна Васильева;
  • научный сотрудник МАЭ им. Петра Великого (Кунскамера) РАН, программный директор  МКАА «Дни этнографического кино», к.и.н. Наталья Валерьевна Казурова.