• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Открытый семинар по образованию НИУ ВШЭ 23 мая — Вузы VS колледжи: как и почему меняется структура третичного образования в России?

Мероприятие завершено
В постсоветский период Россия заняла лидирующие в мире позиции по охвату населения третичным образованием. Но за последнее десятилетие в его структуре произошли существенные изменения. С середины 2010‑х годов в России происходит перераспределение потоков абитуриентов между вузами и колледжами в пользу последних. Подавляющее большинство семей хотят, чтобы их дети получили высшее образование, но все больше школьников как после основной, так и после старшей школы выбирают профессиональную образовательную траекторию. Показатели охвата населения высшим образованием стабилизировались, его экспансия завершилась.

На семинаре обсудим социальные и экономические основания происходящих изменений. Остаётся ли высшее образование социальной нормой? Кто хочет и кто может получать высшее образование в России? Происходит ли увеличение спроса на СПО? Остается ли колледж транзитной стратегией поступления в вузы? Что притягивает выпускников школ в профессиональное образование и что выталкивает из высшего?

Доклад основан на результатах исследований, представленных в следующих публикациях:

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России //Социологический журнал. – 2022. – №. 3.

Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России //Вопросы образования. – 2021. – №. 2.

Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. Т. 169. № 3.

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы ­дифференциации образовательных траекторий. // Бюллетени Мониторинга экономики образования. – 2023. – № 8.

Семинар проводится Институтом образования и проектной группой «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании» Факультета социальных наук НИУ ВШЭ. 


Докладчики : 

Сергей Малиновский, старший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ, кандидат политических наук

Екатерина Шибанова, научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

Вера Мальцева, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования, академический руководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования» Института образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук

Присоединиться очно

Подключиться онлайн