• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

ХХIV заседание научного сетевого этносеминара

12+
Мероприятие завершено
«Городской шаманизм" и "нью-эйдж" в России. От 90-х до 2000-х»

Институт образования НИУ ВШЭ, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ, специализация «Социокультурная психология и антропология» Школы №1553 имени В.И. Вернадского проводят
XXIV заседание сетевого межвузовского научного семинара по этнопсихологии («Этносеминар»)
27 февраля 2024 года в 18.00
на тему «Городской шаманизм" и "нью-эйдж" в России. От 90-х до 2000-х»

Запись семинара
Для участия в семинаре требуется 
регистрация по ссылке.

Докладчик: Юлия Валерьевна Демина, к.и.н., психолог (частная практика), выпускница Чувашского государственного педагогического университета (1999), магистрант кафедры консультативной психологии МПСУ.


Неошаманизм – эклектичный феномен, предполагающий обращение современного человека к разнообразным традиционным шаманским практикам и синтез последних со специфическими формами современной культуры: психотерапевтическими техниками, искусством, цифровыми технологиями и т.п.

Актуальность исследования. Российскую культуру рубежа ХХ-ХХI вв., когда появляется такое явление, как неошаманизм, принято определять с помощью обобщающего понятия «постмодерн», подразумевающего отказ от законодательной власти разума, концепций рационально направляемой истории и метафизической истины.

Показательным явлением культуры постмодерна является возрождение архаических религиозных верований и культов, вступающих в специфический симбиоз с условиями и технологиями постиндустриальной цивилизации.

У термина постмодерн, есть конкретная часть, описывающая взаимоотношение человека и духу в условиях городской среды, это «ньюэйдж»

Приставка «новый» в обозначении таких феноменов (Нью Эйдж, неоархаика, неоязычество, неоэзотеризм, новые религиозные движения) указывает на то, что их современные формы принципиально отличаются от первоначальных. Возрожденные мифология и культы вплетены в структуры постиндустриальных экономических, политических, информационных институтов, ориентированы на ценности и потребности современного человека.

Одним из характерных примеров «новой религиозности», имеющим глобальный характер, является неошаманизм, соединяющий разнородные элементы родоплеменной архаики и постиндустриальной современности.

По всему миру в последние десятилетия ХХ и в начале XXI в. наблюдаются процессы возрождения шаманских традиций, их переосмысления и адаптации к современным условиям: ученые-антропологи, изучавшие шаманские культуры, начинают практиковать и популяризировать шаманизм; психологи, ранее рассматривавшие шаманов как пример психопатологии, включают шаманские психотехники в свой инструментарий; шаманизм становится одним из важных элементов культурной идентичности народов и этносов в условиях глобализации. В это движение с 1990-х гг. включилась и Россия с ее шаманскими традициями сибирских и дальневосточных культур.

В условиях глобализации и межкультурной коммуникации неошаманизм приобретает интернациональный характер, но при этом имеет национальные, этнические и региональные особенности.

Не являясь закрытой и замкнутой системой, неошаманизм взаимодействует с субкультурами и институтами, включается в процессы, происходящие на национальном и межнациональном уровнях, ориентируется на широкую клиентуру и массовую публику. Специфические шаманские воззрения и практики адаптируются и переводятся на язык интересов и потребностей современного индивида, и самим этим индивидом интерпретируются и производятся.

В этом контексте особенную актуальность приобретает изучение коммуникативных и аксиологических аспектов неошаманизма, предполагающее, с одной стороны, анализ коммуникативных процессов, в которые включены неошаманские практики сегодня (коммуникативно-институциональные процессы), с другой – выявление смыслов, категорий, ценностей (когнитивно-ценностных комплексов), лежащих в основе неошаманской деятельности.

Степень разработанности проблемы. Неошаманизм, несомненно, имеет историко-генетическую связь с традиционным шаманизмом, поэтому в изучении вопроса нельзя игнорировать весь огромный корпус исследований по историческим типам этой религиозной практики.

Работы исследователей, условно, можно разделить на две подгруппы: к первой относятся исследования, имеющие синтетический характер, они ориентированы на определение общих черт шаманизма на материале мирового шаманского опыта; ко второй (наиболее многочисленной) -те, где изучаются конкретные этнические традиции шаманства или их отдельные элементы в определенных культурных условиях.

В современных исследованиях шаманизма интерес ученых вызывают также такие проблемы, как психофизиологические механизмы шаманского исцеления, особенности шаманских нарративов, музыки и музыкальных инструментов, употребление психоактивных веществ, вопросы пола и сексуальности в шаманизме.

Почему взята такая хронология? Это период с 1990 г. (принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г. и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.) по настоящее время.

Начало 1990-х гг. отмечается событиями, связанными с возрождением шаманских традиций в Сибири и на Дальнем Востоке, сочетающимся в России с распространением западного неошаманизма. Данная работа сосредоточивается на особенностях актуального состояния российских неошаманских практик последних двух десятилетий: их коммуникативно-институциональных и когнитивно-ценностных аспектов.

В создании городского шаманизма России было две линии развития, одна из которых опиралась на традиционные шаманские традиции Сибири, Алтая и Крайнего Севера, а вторая на привнесенные новые культурные традиции – Североамериканских индейцев, культуры индуизма, в аспекте изучения человеческого тела – практики на основе Аюрведы.

Первую линию возрождения мы можем отметить с деятельности ученого, буддолога Бидия Дандарона, деятельность и смерть которого положили начало возрождению всех национальных верований Севера и Сибири.

Вторую, с публикации в 1992 году в издательстве «София», в переводе Андрея Сидерского, полного собрания сочинений Карлоса Кастенеды, полумифического персонажа, получающего наставления от традиционного шамана Дона Хуана, индейца племени яки.


Руководитель семинара: 
Алексей Сергеевич Обухов, к.психол.н., ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы №1553 имени В.И. Вернадского.

Научный секретарь семинара: Наталья Владимировна Ткаченко, к.психол.н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.  

Контакты: tkachenkonv@mgppu.ru