Дисциплина знакомит аспирантов с теориями содержания образования (проблема соотношения знаний и компетентностей), в том числе различными страновыми подходами (связь содержания образования с социально-экономическим и технологическим развитием, культурная укорененность образования). К обсуждению будут предложены различные рамки компетентностей (многообразие вариаций на тему компетентностей мышления, взаимодействия с людьми, управления собой и пр.) - и анализ «понятийного беспорядка» в современной дискуссии о «навыках 21 века» (универсальных компетентностях, новых видов грамотности). Аспиранты рассмотрят возможности интеграции задачи формирования универсальных компетентностей и новой грамотности в предметное содержание.
Цель освоения дисциплины
Знакомство аспирантов с теориями содержания образования (проблема соотношения знаний и компетентностей), в том числе различными страновыми подходами (связь содержания образования с социально-экономическим и технологическим развитием, культурная укорененность образования)
Знакомство аспирантов с разнообразием рамок компетенций и анализ «понятийного беспорядка» в современной дискуссии о «навыках 21 века» (ключевых компетенциях, новых видов грамотности)
Выявление возможностей интеграции задачи формирования универсальных компетентностей и новой грамотности в российской школе
Планируемые результаты обучения
Иметь представление о социально-экономических и технологических мегатрендах, последствиях для системы образования
Анализировать изменения отношений между индивидом и социальными институтами
Обладать принципами построения образовательной программы
Анализировать профессиональные компетенции и универсальные компетентности
Быть в курсе компетенций в образовательном стандарте РФ
Осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области образования с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
Анализировать историческое развитие образовательных теорий, концепций, систем и практики образования
Решать прикладные задачи развития образовательной организации с использованием результатов современных исследований в области образования и смежных областях способность к выполнению междисциплинарных исследований в области социально-психологических, социокультурных, социально-экономических аспектов образования
Анализировать закономерности и тенденции развития теории и практики образования в различных странах и регионах мира, национальной и региональной специфики
Быть в курсе особенностей страновых подходов к формированию образовательной программы (куррикулума), предполагающей развитие универсальных компетентностей и новой грамотности
Быть в курсе основных (наиболее известных) рамках компетентностей, включая страновые
Быть в курсе принципов оценки универсальных компетентностей
Ориентироваться в разнообразии «новых грамотностей», в том числе в составе рамок компетентностей
Анализировать образовательные результаты с учетом задачи формирования универсальных компетентностей и новой грамотности
Иметь навыки проектирования практических занятий, подразумевающих развитие универсальных компетентностей и новой грамотности на основе предметного содержания образовательной программы
Приеобрести опыт сравнительного анализа рамок компетентностей
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Цели образования. Идеологический и экономический подходы. Устойчивое развитие и образование. Субъективное благополучие индивида и человеческий капитал для экономического роста.
Воспроизводство социальной структуры, социальная мобильность и содержание образования.
Социально-экономические и технологические мегатренды, последствия для системы образования.
Изменение характера труда и рынка труда.
Информационное общество.
Изменение отношений между индивидом и социальными институтами.
«Спутник-шок» и PISA-шок.
Раздел 2. Воспитание vs когнитивный инструментализм в программе школы.
Принципы построения образовательной программы: этика и мораль (Bildung) vs когнитивно-инструментальная рациональность.
Западные и восточные подходы.
Раздел 3. Компетенции и компетентности. Рамки «универсальных компетентностей». Формы знания.
Профессиональные компетенции и универсальные компетентности - различение.
Европейская рамка компетенций (Европейская Комиссия).
Рамка программы «Образование-2030» ОЭСР. Рамка Partnership-21.
Страновые рамки (Канада, Финляндия, Китай, Корея).
Компетенции в образовательном стандарте РФ (ФГОС, ПООП).
Процедурное и декларативное знание; таксономия Блума.
Умение учиться.
Умение «решать задачи».
Компетентность мышления, компетентность взаимодействия с другими людьми, компетентность «взаимодействия с собой».
Раздел 4. Грамотность и новая грамотность.
Социальная релевантность образования.
Грамотность как функциональная возможность (capabilities approach) (Марта Нуссбаум, Амартия Сен).
Грамотность и субъективное благополучие.
Относительность грамотности, социальные риски неграмотности.
Новая грамотность (Брайан Стрит).
Грамотность как работа с информацией и знаковыми системами (Н. Хомски, Ф. де Соссюр).
Инструментальная грамотность (использование информации и инструментов коммуникации) и специальная отраслевая грамотность (базовые знания в определенных сферах жизни).
Текстовая грамотность и визуальная грамотность (Гюнтер Кресс).
Цифровая грамотность.
Раздел 5. Место компетентностей в школьной программе
Раздел 6. Место новой грамотности в школьной программе
Обновление содержания образования и новая грамотность.
«Читательская грамотность», математическая грамотность в школьной программе.
Раздел 7. Методы и среда, способствующие формированию универсальных компетентностей
Ученико-центрированная образовательная среда.
Образовательный опыт ученика.
Педагогические практики, поддерживающие формирование универсальных компетентностей и новой грамотности.
«Обучение через исследование» (inquiry-based learning); «глубокое обучение» (in-depth learning): проектное обучение.
Формирующее оценивание.
Примеры лучших практик: Канада (Онтарио, Британская Колумбия); Корея.
Раздел 8. Оценка компетентностей.
Оценивания обучения и оценивания для обучения (assessment of learning, assessment for learning).
Подходы к оценке креативности и критического мышления.
Подходы к оценке социальных и эмоциональных навыков.
Barr, R. B., & Tagg, J. (1995). From teaching to learning——a new paradigm for undergraduate education. (Cover story). Change, 27(6), 12. https://doi.org/10.1080/00091383.1995.10544672
Lockhart, P. (2009). A Mathematician’s Lament : How School Cheats Us Out of Our Most Fascinating and Imaginative Art Form (Vol. 1st ed). New York, NY: Bellevue Literary Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=586082
Рекомендуемая дополнительная литература
Amarilis Borja-Herrera, & Gregory Naranjo-Vaca. (2018). The quality of higher education, challenges for the fulfillment of the objectives and goals of the 2030 Agenda. Maestro y Sociedad, (3), 420. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.02238e298f064ea3960e35cd22f81755
Care, E., Griffin, P. E., & Wilson, M. R. (2018). Assessment and Teaching of 21st Century Skills : Research and Applications. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1632674
Cedefop — European Centre for the Development of Vocational Training, Jonathan Winterton, Françoise Delamare-Le Deist, & Emma Stringfellow. (2006). Typology of knowledge, skills and competences : Clarification of the concept and prototype. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseub&AN=edseub.TI.73.05.526.EN.C
Griffin, P. E., McGaw, B., & Care, E. (2012). Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1245038
Hilton, M. L., Pellegrino, J. W., & National Research Council (U.S.). (2012). Education for Life and Work : Developing Transferable Knowledge and Skills in the 21st Century. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=867786
Jovanović-Gavrilović Biljana, & Radivojević Biljana. (2017). Education of population for the future and the future of education. Stanovništvo, (1), 63. https://doi.org/10.2298/STNV171106006J
Priddis, C., & Vandenberg, N. (2018). Australasian forensic science summit 2016: education and training towards 2030. Australian Journal of Forensic Sciences, 50(3), 293–304. https://doi.org/10.1080/00450618.2017.1383571
World Bank. (2018). World Development Report 2018[Rapport sur le développement dans le monde 2018]. The World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.wbk.wbpubs.28340
Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И., & Волков А. Е. (2008). Российское Образование — 2020: Модель Образования Для Инновационной Экономики. Материал Для Обсуждения. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i1p32.64
Преподаватель
Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература