Дисциплина «Оценка персонала» знакомит студентов с методами оценки персонала в ходе отбора персонала и развития персонала. В ходе практико-ориентированных занятий студенты обучаются разработке и применению таких методов как центры оценки, оценка 360, ситуационные тесты, интервью по компетенциям и др.
Цель освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Оценка персонала» являются овладение студентами основными концепциями оценки персонала и представлениями об инструментах данной сферы деятельности.
Планируемые результаты обучения
выбирать инструмент оценки, наиболее точно соответствующий цели и задачам оценки;
проводить упражнение формата групповая дискуссия Центров оценки
проводить наблюдение и оценку упражнений Центра оценки по технологии НОКО (ORCE)
оценивать качество критериев оценки, заложенных в опросник 360
Разрабатывать ситуационные тесты
формулировать вопросы по технологии STAR и CARE в рамках интервью по компетенциям
администрировать заполнение тестов способностей и личностных опросников
выбирать инструмент оценки, наиболее точно соответствующий цели и задачам оценки
предоставлять обратную связь по результатам оценки
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в оценку персонала
Модели оценки потенциала и эффективности. Виды инструментов оценки персонала, их области применения, ключевые достоинства и недостатки, экономическая эффективность их применения. Надежность и валидность инструментов оценки. Модель оценки. Шкала оценки. Интерпретация оценки. Прогноз по результатам оценки.
Тема 3. Оценка 360
Области применения, цели, задачи, возможности и ограничения. Принципы конструирования опросника 360. Подводные камни. Принципы администрирования. Принципы предоставления обратной связи.
Тема 2. Центры оценки и развития
Определение, области применения, предмет оценки, достоинства и недостатки. Роли в центре оценки. Цикл оценки НОКО (ORCE). Правила ведения записей в ходе оценки. Виды упражнений, используемые в рамках центра оценки. Матрица оценки и ее конструирование. Расписание Центра оценки. Проведение упражнений в центре оценки. Процесс интеграции оценок. Формирование индикаторов для оценочных форм.
Принципы конструирования различных типов упражнений Центра оценки.
Тема 4. Ситуационные тесты
Области применения, цели, задачи, возможности и ограничения. Принципы конструиро-вания ситуационного теста.
Тема 7. Менее распространенные методы оценки: методики диагностики честности, биографические данные, неструктурированное интервью, опросники ценностей и интересов
Области применения, цели, задачи, возможности и ограничения данных методов.
Тема 8. Оценка эффективности сотрудников
Цели, задачи, возможности и ограничения. Эффективность vs. компетенции/способности/потенциал. Skill и Chance в оценке эффективности.
Тема 6. Тесты способностей и личностные опросники
Области применения, цели, задачи, возможности и ограничения. Разница между тестами и опросниками. Варианты архитектуры тестов. IRT и классическое тестирование. Нормативные и ипсативные опросники. Тестовые нормы. Способы и границы интерпретации. Анализ отчетов.
Тема 5. Интервью по компетенциям
Области применения, цели, задачи, возможности и ограничения. Технология воронки вопросов. Технологии построения вопросов: STAR и CARE. Правила проведения интервью. Подводные камни.
Элементы контроля
Выполнение проектных практических заданий
Участие и активность на занятиях
Итоговый письменный тест
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (4 модуль)
0.5 * Выполнение проектных практических заданий + 0.25 * Итоговый письменный тест + 0.25 * Участие и активность на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Barrick, M. R., & Mount, M. K. (1991). The Big Five Personality Dimensions and Job Performance: A Meta-Analysis. Personnel Psychology, 44(1), 1–26. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.1991.tb00688.x
Frank L. Schmidt, & John E. Hunter. (1998). The validity and utility of selection methods in personnel psychology: Practical and theoretical implications of 85 years of research findings. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4560464
Hogan, R. (2005). In Defense of Personality Measurement: New Wine for Old Whiners. Human Performance, 18(4), 331–341. https://doi.org/10.1207/s15327043hup1804_1
Situational judgment tests: A review of recent research. (2008). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7C265DA0
Рекомендуемая дополнительная литература
Moscoso, S., & Iglesias, M. (2009). Job Experience and Big Five Personality Dimensions. International Journal of Selection & Assessment, 17(2), 239–242. https://doi.org/10.1111/j.1468-2389.2009.00466.x
S. Rothmann, & E. P. Coetzer. (2003). The big five personality dimensions and job performance. SA Journal of Industrial Psychology, (1). https://doi.org/10.4102/sajip.v29i1.88
The Validity of Conscientiousness Is Overestimated in the Prediction of Job Performance. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8DAF255F
Преподаватели
Горбунова Анна Александровна
Павлов Станислав Витальевич
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература