Целями освоения дисциплины «Образование в контексте инновационного развития» являются ознакомление студентов с основными понятиями и концепциями инноватики (национальная инновационная система, «подрывные инновации» К. Клейтона, открытые инновации (Г.Чесбро), циклы Gartner’а, Дж. Мура), мировой практикой типологии инноваций (руководство ОСЛО, методика оценки инноваций в образовании ОЭСР) и мониторинга инновационного развития, а также тенденциями в сфере образования и развития человеческого капитала (цифровизация, Ed Tech, большие данные и доказательное развитие образования, глокализация, анбандлинг, которые оказывают существенное влияние на трансформацию обществ и государств. В курсе рассматриваются особенности коммерческого и социального предпринимательства, базовые понятия теории изменений и теории человеческого капитала, принципы импакт-инвестирования и социального предпринимательства, дается портрет образования как индустрии (вендоры, рынки, ниши, “голубые” и “красные” океаны). Цель дисциплины – сформировать концептуальную основу проектирования инновации или формулирования исследовательского проекта в области инноваций в образовании.
Цель освоения дисциплины
знакомство с ключевыми концепциями инновационного развития, субъектами инновационной экосистемы, типологиями инноваций и методиками наблюдения за ними
изучение краткой истории образования и инноваций на различных этапах его развития, выработка навыка трендвотчинга в образовании
получение практических умений базового анализа рынка образовательных услуг и продуктов
ориентирование в специфике и в доступных источниках данных в современном образовании
Планируемые результаты обучения
Умеет различать основные положения концепции человеческого развития от концепции человеческого капитала
Применяет теорию человеческого капитала в контексте развития инноваций в образовании.
Умеет оперировать концептами теории человеческого капитала
Способен проиллюстрировать концептуальное понимание логики теории человеческого капитала (и основных критических аргументов против нее) и ее роли в изучении образования и его эффектов.
Способен проиллюстрировать логику теории человеческого капитала на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой (а также обосновать и проиллюстрировать критические аргументы).
Применяет понятийный инструментарий теории человеческого капитала для интерпретации явлений в образовании (• человеческий капитал / общий ЧК / специфический ЧК / новый общий ЧК • “Большая пятерка” человеческих качеств по Хекману)
Понимает ключевые составляющие человеческого капитала в современных реалиях.
понимает устройство инновационной экосистемы, национальной инновационной системы (НИС) России;
определяет тип инновации в соответствии с существующими типологиями инноваций и методиками наблюдения за ними;
понимает способ применения теории изменений и моделей импакт-инвестирования для современного образования;
определяет рынки и ниши в сфере образования;
применяет данные ведущих международных исследований в образовании;
умеет распознавать и интерпретировать тренды в сфере образования в интересах развития различных проектов и собственной карьеры
идентифицирует data-informed и data - driven подходы в образовании, понимает их ресурсность и ограничения;
ориентируется в актуальных идеях в образовании и способах верификации информации о них;
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в инноватику.
Тема 2. Типология инноваций
Цифровая трансформация образования
Образование как инструмент управления социальными изменениями.
Тема 5. Измерение инноваций в образовании
Обзор истории образования
Тенденции в образовании 21 века.
Трендвотчинг в образовательной сфере
Общая теория человеческого капитала.
Тема 10. Практическое развитие человеческого капитала.
Тема 11. Доказательное образование.
Тема 12. Стратегическое лидерство в образовании.
Элементы контроля
Работа на семинарах (РС) (21 семинар)
Оценка за семинарскую работу ставится на основе: (1) посещения; (2) активной работы - демонстрация знакомства с заданным на дом текстами, участие в дискуссиях; (3) цифрового следа в пространствах коллективной работы ( доски Miro, Jamboard, Padlet, иные). Максимальная оценка за работу на 1 семинаре - 2 балла.
Домашние задания (аналитические записки)
Аналитическая записка как формат - это изложение итогов обработки одного или нескольких предоставленных или выявленных самостоятельно источников вторичных или первичных данных: их реферирование и компиляцию информации, сопоставление в рамках ответа на предложенные вопросы. Объем документа – 3- 4 страницы.
Базовая структура документа:
Введение (цель написания документа, основания, на которые документ опирается - в вашем случае доклад) - 5-10% текста
Изложение основных тезисов с аргументами. В случае данного доклада это может быть его резюме, например - 70 - 80 % текста
Рекомендации (их адресата вы можете обозначить во введении) - 10-15% текста.
Критерии оценивания (ориентировочные, уточняются в каждом задании):
Соответствие жанру аналитической записки (компиляция данных (фактов, мнений) с самостоятельными выводами) 0 - 2
Адекватность массива данных заданной теме (качество, глубина, наглядность) 0 - 3
Качество компиляции материала 0 - 5
Количество, глубина и нетривиальность выводов 0 - 3
Грамотность изложения, использование адекватного языка 0 - 2
Итого мах 15
Тест
Тест на основе материалов курса, контролирует знание ключевых понятий и теорий и умение ими оперировать при анализе кейсов.
Итоговый опрос по материалам курса и заранее предложенному контенту (документальный фильм).
Экзамен происходит в формате индивидуальных ответов на заранее предоставленные вопросы по материалам курса, а также дополнительно предложенному тематическому контенту.
Промежуточная аттестация
2022/2023 учебный год 2 модуль
0.3 * Итоговый опрос по материалам курса и заранее предложенному контенту (документальный фильм). + 0.125 * Работа на семинарах (РС) (21 семинар) + 0.15 * Домашние задания (аналитические записки) + 0.15 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Бережливые инновации : технологии умных затрат, Раджу, Н., 2017
Взаимодействие в команде : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ., Эдмондсон, Э., 2019
Вигоросность и инновации (человеческий фактор как основа модернизации), Карпенко, М. П., 2011
Массовое процветание : как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений, Фелпс, Э., 2015
Метод стартапа : предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании, Рис, Э., 2018
Открытые инновации : создание прибыльных технологий, Чесбро, Г., 2007
Стартап : настольная книга основателя, Бланк, С., 2017
Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2020
Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
LEGO. Как компания переписала правила инноваций и завоевала мировую индустрию игрушек, пер. с англ. Ю. И. Герасимчик, 285 с., Робертсон, Д., Брин, Б., 2018
Вклад малого инновационного предпринимательства в становление национальной инновационной системы ... : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Игнатенко, Ю. В., 2012
От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее : пер. с англ., Тиль, П., 2015
Преподаватели
Лукина Анастасия Андреевна
Семенова Александра Витальевна
Сорокин Павел Сергеевич
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы