Целями освоения дисциплины «Введение в психологию» является ознакомление студентов с основными понятиями, принятыми в психологии. В ходе курса будет рассмотрено становление психологии как науки и даны основные положения наиболее значимых психологических школ XIX – XX веков. Будут рассмотрены основные психические процессы, такие как память, мышление, эмоции, мотивация и др., затронуты основные положения психологии развития и педагогической психологии. Часть курса будет посвящена основным теориям личности и базовым понятиям социальной психологии. В ходе курса будет уделено внимание особенностям измерений в психологии.
Цель освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Введение в психологию» является ознакомление студентов с основными понятиями, принятыми в психологии.
Планируемые результаты обучения
Владеть навыками анализа и интерпретации источников литературы по психологии
Владеть навыками обучения и расширения собственного знания
Владеть техниками развития социальных и эмоциональных навыков
Знать методы изучения психологических явлений, феноменов и процессов
Знать о роли семьи и школы в процессе развития человека
Знать основные возрастные периодизации
Знать основные направление психологических исследований
Знать основные направления теоретической и практической психологии
Знать основные подходы к определению темперамента
Знать основные понятия, закономерности и явления психологии когнитивных процессов
Знать подходы к пониманию личности в разных психологических школах
Знать примеры классических исследований и экспериментов в психологии
Знать различные подходы к оценке психологических конструктов
Знать различные теории мотивации и эмоций
Понимать различие понятий индивид и личность
Уметь интерпретировать результаты психологических методик
Уметь обосновывать специфику психологического знания, использую современный культурный и научный контекст развития психологии
Уметь определять качество оценочного инструментария
Уметь понимать отличие житейской и научной психологии
Уметь работать с учебной мотивацией, искать способы повышения мотивации
Уметь различать различные акцентуации характера
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Психология как наука. Место психологии в структуре современных наук. Основные направления психологии XIX-XX в
Тема 3. Индивид и личность: понятия темперамента, характера и личности. Основные теории личности.
Тема 4. Психология развития. Возрастная и педагогическая психология.
Тема 5. Психология эмоций и общее представление о мотивации.
Тема 6. Психологическая диагностика: основные модели и методики.
Тема 7. Основные понятия социальной психологии.
Элементы контроля
Домашнее задание: Анализ фильма
Анализ эпизода из фильма или мультфильма с применением полученных знаний
Контрольное тестирование
Письменная контрольная работа в виде теста. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса.
Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается.
Промежуточная аттестация
2022/2023 учебный год 1 модуль
0.5 * Контрольное тестирование + 0.5 * Домашнее задание: Анализ фильма
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2002
Психология развития, Крайг, Г., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B9581CC
Гиппенрейтер, Ю. (2011). Уроки Общения С Ребенком. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D9D9753
Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2005
Преподаватель
Куликова (Пономарева) Алена Александровна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы