Исследователи и практики в сфере образования и смежных областях заинтересованы в использовании качественных инструментов оценивания, позволяющих измерить характеристики, знания и навыки людей на различных ступенях образования. В системах оценки качества образования значительного числа стран мира сегодня используются как национальные инструменты оценивания, так и результаты международных сравнительных исследований. Однако планирование, проведение и анализ эффективности крупномасштабных исследований оценки образовательных достижений сопряжены с многочисленными трудностями. С одной стороны, такие исследования являются мощными инструментами для информирования заинтересованных сторон, средствами сбора уникальных и разнообразных данных. С другой стороны, рост использования и влияния национальных и международных инструментов оценки образовательных достижений сопровождается ростом их критики. Часть этой критики касается технических вопросов, которые можно решить с помощью более совершенных методов тестирования, более сложных статистических моделей, усовершенствованных методов выборки или более тщательных аналитических методов. Но некоторые вопросы требуют также широкой общественной и профессиональной дискуссии, вдумчивого изучения и анализа. В рамках данной дисциплины мы рассмотрим крупнейшие международные исследования в сфере образовательных достижений, включая PISA, TIMSS, PIRLS, а также ряд интересных национальных кейсов разных стран мира от Австралии и США до ближайших соседей на пространстве СНГ. В рамках курса своим видением концептуальных вопросов национальных и международных инструментов оценки образовательных достижений поделятся сразу несколько преподавателей Института образования, а также будут приглашены внешние специалисты-практики. В завершении курса слушатели будут ориентироваться на карте крупномасштабных исследований и экзаменационных систем мира, будут иметь представление о их «внутренней кухне», познакомятся с актуальным исследовательским полем в данной сфере.
Цель освоения дисциплины
Ориентироваться в основных международных сравнительных исследованиях и уметь интерпретировать их результаты для обоснования политических, экономических и педагогических решений в области развития образования.
Планируемые результаты обучения
Анализировать валидность и надежность собранных эмпирических данных
Способен вести профессиональную, в том числе научно- исследовательскую деятельность в международной среде
Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности
Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) ос военные научные методы и способы деятельности
- знать историю возникновения движения за проведение международных сравнительных исследований - знать основные международные сравнительные исследования - знать текущую повестку МСИ
Владеть навыками проведения в вторичного анализа данных международных и национальных проектов (выбор методов, источников данных, подходов к их анализу и др.);
знать последовательность действий и мероприятий, обеспечивающих возможность широкомасштабных исследований (от постановки управленческих задач, разработки и применения инструмента до первичного и вторичного анализа данных)
интерпретировать результаты национальных и международных программ оценки образовательных достижений для вынесения обоснованных суждений о повышении качества образования и совершенствовании системы оценки качества образования в России.
уметь проводить сравнение основных национальных и международных программ оценки образовательных достижений по выбранным критериям;
Способен использовать конкретные научно обоснованные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач.
Владеть навыками проведения вторичного анализа данных международных и национальных проектов (выбор методов, источников данных, подходов к их анализу и др.)
Студенты обобщают различия и сходства экзаменов с высокими ставками в разных странах
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Виды оценочных процедур в образовании.
Тема 2. Экзамены с высокими ставками
Тема 3. Международные программы оценки образовательных достижений в системе оценки качества образования
Тема 4. Результаты российских школьников в МСИ. Использование результатов МСИ.
Тема 5. Результаты МСИ и их объяснение.
Тема 6. Как работать с данными Международных сравнительных исследований
Тема 7. Использование данных контекстных анкет для исследований и аналитики
Тема 8. Угрозы валидности при проведении МСИ и национальных программ оценки качества образования.
Тема 9. Сопоставимость результатов оценки в кросс-культурном разрезе
Тема 10. Использование данных МСИ для информирования политических решений и анализа реформ
APA handbook of testing and assessment in psychology. Vol.1: Test theory and testing and assessment in industrial and organizational psychology, , 2013
APA handbook of testing and assessment in psychology. Vol.3: Testing and assessment in school psychology and education, , 2013
Martin Carnoy. (2019). Transforming Comparative Education : Fifty Years of Theory Building at Stanford. Stanford University Press.
Michela Bello, & Fernando Galindo-Rueda. (2020). Charting the digital transformation of science: Findings from the 2018 OECD International Survey of Scientific Authors (ISSA2). OECD Science, Technology and Industry Working Papers. https://doi.org/10.1787/1b06c47c-en
Rutkowski, D., Davier, M. von, & Rutkowski, L. (2013). Handbook of International Large-Scale Assessment : Background, Technical Issues, and Methods of Data Analysis. Boca Raton: Chapman and Hall/CRC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=668795
The OECD Framework for Regulatory Policy Evaluation: An Initial Assessment. (2015). European Journal of Risk Regulation, 6(1), 101–110.
Wiseman, A. W., & Taylor, C. S. (2017). The Impact of the OECD on Education Worldwide. Bingley: Emerald Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1427921
Рекомендуемая дополнительная литература
Faded dreams : the politics and economics of race in America, Carnoy, M., 2005
Item response theory: Brief history, common models, and extensions. (1997). Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.ris.utwente.nl.publications.36bbe7a6.577f.4df3.9e97.2b8637bc3831
Oecd. (2019). ICT investments in OECD countries and partner economies: Trends, policies and evaluation. OECD Digital Economy Papers. https://doi.org/10.1787/bcb82cff-en
School vouchers : examining the evidence, Carnoy, M., 2001
Преподаватели
Антипкина Инна Вениаминовна
Иванова Алина Евгеньевна
Капуза Анастасия Васильевна
Карданова Елена Юрьевна
Ковалева Галина Сергеевна
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы