Центр социологии высшего образования


Проводим

Эмпирические исследования в сфере российского и зарубежного высшего образования


Исследуем

Учебный и внеучебный опыт студентов и аспирантов в современном университете и за его пределами


Оцениваем

Эффективность образовательных практик, технологий, форматов обучения


Создаем

Инструменты измерения образовательного опыта и поведения студентов, аспирантов и выпускников онлайн-курсов


Развиваем

Методологию онлайн-исследований в сфере образования

Тематическая карта наших исследований

  • СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ

    Оценка факторов, определяющих вовлеченность студентов в учебный процесс и внеучебную деятельность, анализ моделей образовательного поведения и образовательных траекторий, исследование психологического благополучия студентов и гендерных стереотипов.

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ АСПИРАНТУРЫ И ОПЫТ АСПИРАНТОВ

    Комплексная диагностика факторов результативности подготовки аспирантов, аудит моделей и практик повышения качества аспирантуры, анализ реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров.

  • УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС

    Исследование опыта российских университетов по трансформации своих кампусов с целью повышения студенческой вовлеченности и эффективной интеграции студентов в образовательную среду.

  • КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Экспертиза качества высшего образования в российских университетах в условиях пандемии COVID-19, оценка эффективности внедрения новых инструментов управления качеством образования.

  • РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН И ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Исследование эффективности онлайн и смешанного обучения, инвентаризация образовательных цифровых инструментов, диагностика уровня цифровых компетенций выпускников.

Направление экспертизы и консалтинга в сфере образования

Наши исследовательские проекты

Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности

Исследование направлено на изучение образовательного поведения студентов в российских университетах в рамках проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Оно проводится на протяжении 4 лет и имеет целью формирование обоснованных решений для улучшения успеваемости студентов. Исследование охватывает несколько университетов, позволяя сравнивать результаты, и способствует научному пониманию образовательного поведения студентов в российских вузах.

Контактное лицо: Ксения Вилкова

Зеркальная лаборатория «Психологическое благополучие студентов в российских вузах» с ТГУ

Изучаем, как учеба в вузе влияет на психологическое благополучие студентов. Анализируем связи между ощущением психологического комфорта студентов, их успеваемостью и участием во внеучебной жизни. Рассматриваем, как поддерживающие программы вузов помогают студентам чувствовать себя лучше. Цель — понять, как улучшить психологическое самочувствие студентов в период учебы.

Контактное лицо: Екатерина Столбова

Трансформация аспирантуры и опыт аспирантов

Исследуем факторы, влияющие на успех аспирантов на разных уровнях, включая системный, организационный и индивидуальный. Анализируем качество научного руководства, практики поддержки, процедуры отбора поступающих и другие организационные модели аспирантуры с помощью опросов и интервью. Мы разрабатываем рекомендации для программ аспирантуры и консультируем по вопросам поддержки аспирантов и молодых ученых, а также консультируем насчет развития студенческой науки и вовлечения студентов в исследования.

Контактное лицо: Светлана Жучкова

Прикладные проекты

Мониторинг достижения целей выпускников программ и курсов дополнительного IT-образования

Измерение качества образовательных продуктов в сфере технологий образования (EdTech). Для этого мы предлагаем инструмент оценки доли выпускников, которые достигли целей, поставленных в начале или в процессе обучения. Выполнены проекты для крупнейших участников рынка EdTech: Skillbox, Нетологии, Яндекс Практикума. Подробнее о методологии и результатах в публичных отчетах.

Контактное лицо: Елена Тарасова, Евгения Шмелева

Команда

Груздев Иван Андреевич

Директор

Научные интересы: социология образования, реляционная социология, высшее образование

Вилкова Ксения Александровна

Заместитель директора центра, научный сотрудник

Научные интересы: студенческий опыт, гендерные стереотипы, интервенции в образовании, цифровые технологии в образовании

Малошонок Наталья Геннадьевна

Старший научный сотрудник

Научные интересы: студенческая вовлеченность, студенческий опыт, факторы образовательных достижений, академическое мошенничество студентов, doctoral studies, методология онлайн-опросов

Терентьев Евгений Андреевич

Cтарший научный сотрудник

Научные интересы: аспирантура и подготовка научных кадров, методология онлайн-исследований, академическая профессия

Жучкова Светлана Васильевна

Научный сотрудник

Научные интересы: аспирантура и подготовка научных кадров, гендерные исследования, анализ данных

Шмелева Евгения Дмитриевна

Научный сотрудник

Научные интересы: академическое мошенничество студентов, EdTech, количественные методы анализа данных

Дремова Оксана Викторовна

Младший научный сотрудник

Научные интересы: социология образования, сравнительный анализ систем высшего образования, академическое мошенничество, ключевые компетенции 21 века

Щеглова Ирина Александровна

Младший научный сотрудник

Научные интересы: студенческий опыт, достижения студентов, университетский кампус, международное образование, сравнительные исследования

Смирнов Никита Максимович

Младший научный сотрудник

Научные интересы:исследования аспирантуры, содержание образования, социология науки, обработка естественного языка

Головина Ольга Сергеевна

Отдел сопровождения научно-просветительских проектов: Начальник отдела

Тарасова Елена Артёмовна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология образования, неравенство в образовании, факторы образовательных достижений, количественный и качественный анализ данных в социальных науках, EdTech

Маюкова Екатерина Владимировна

Стажер-исследователь

Научные интересы: успешность победителей олимпиад, образовательные модели поведения, неравенство в образовании

Павлюк Данила Михайлович

Стажер-исследователь

Научные интересы: эффективность приема в аспирантуру, российская аспирантура, взаимодействие внутри цифровых сообществ

Столбова Екатерина Олеговна

Стажер-исследователь

Научные интересы: формирование универсальных компетенций у студентов, дружелюбная (инклюзивная) образовательная среда в высшей школе

Кокорева Софья Олеговна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социальная история, мемориальная культура, социология образования

Раков Николай Владимирович

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология науки и образования, социологическая теория, интерпретативная социология, инструментализация феноменологии, качественная методология

Михайлов Николай Николаевич

Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь

Публикации

  • Книга

    Груздев И. А., Ковалевский А. В., Тарасова Е. А. и др.

    Работающая молодежь Дальнего Востока: актуальный портрет и жизненные траектории. Современная аналитика образования № 6 (89)

    Данный доклад вносит вклад в доказательное обсуждение мер поддержки работающей молодежи для устойчивого развития Дальнего Востока. Его эмпирической основой выступили статистические данные о ключевых социально-демографических характеристиках работающей молодежи в дальневосточных регионах, а также данные масштабного социологического опроса работающей молодежи Дальнего Востока, проведенного в 2025 г. командой исследователей из НИУ ВШЭ и ТОГУ. Основная цель исследования состояла в определении проблемных зон для закрепления и привлечения молодежи к работе на Дальнем Востоке, а также факторов, которые могут способствовать улучшению условий для профессиональной реализации молодежи в макрорегионе. Исследование охватывало такие сферы жизни работающей молодежи, как удовлетворенность текущей занятостью, ретроспективный анализ и оценка удовлетворенности полученным образованием, отношение к семейной жизни и планы по рождению детей. Это подтверждает особую значимость выработки адресных мер поддержки для молодежи из ключевых групп риска — представителей нижних страт по доходам и женщин (особенно с детьми). Важный вывод исследования связан с необходимостью улучшения материальной инфраструктуры дальневосточных городов и сел. Еще одной важной задачей является усиление связи между образованием и рынком труда в макрорегионе. Издание предназначено для исследователей и экспертов в области образования и региональной политики.

    Т. 89. Вып. 6. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2025.

  • Статья

    Рыбаков Н. В., Жучкова С. В., Бедный Б. И.

    Аспиранты из индустриального сектора: специфика образовательного опыта и взаимодействия с работодателями

    В российском контексте интеграция науки, образования и производственной сферы является одной из стратегических задач государства. В настоящее время предприняты инициативы по достижению такой интеграции на уровне аспирантуры путём создания новых форматов подготовки аспирантов (например, пилотный проект «производственная аспирантура»). Однако для формирования обоснованных управленческих решений в этом направлении требуются данные об образовательном опыте обучающихся, сочетающих обучение в аспирантуре с профессиональной деятельностью в индустриальном секторе. В настоящей работе на основе данных всероссийского социологического опроса выпускников аспирантур (N=1530) авторы попытались ответить на три вопроса. Какова специфика образовательного опыта аспирантов, совмещающих обучение с работой на предприятиях реального сектора экономики? Предоставляют ли частные компании поддержку своим сотрудникам, обучающимся в аспирантуре? Как такая поддержка влияет на их образовательный опыт? Результаты показывают, что 26% аспирантов совмещают обучение с работой в индустрии, причём их мотивы поступления в аспирантуру часто связаны с карьерным ростом и исследовательским интересом в сфере наукоёмких производств. Аспиранты из индустриального сектора чаще сталкиваются с академической и социальной изоляцией, реже взаимодействуют с научными руководителями и коллегами, что может создавать препятствия для успешного завершения работы над диссертацией. Ключевыми барьерами на пути к учёной степени для них являются потеря интереса к теме исследования и сложность совмещения работы с учёбой. Авторы выделяют три формы участия работодателей в аспирантской подготовке: (1) контроль со стороны работодателя, (2) интеграцию диссертации в рабочие задачи, (3) интерес и поддержку со стороны работодателя. Наиболее эффективной оказывается последняя, включающая материальную и организационную помощь, что повышает шансы на защиту и положительно влияет на карьерные перспективы аспирантов. Исследование подчёркивает необходимость адаптации аспирантских программ к потребностям индустриального сектора, включая гибкие форматы обучения, совместное руководство диссертациями и акцент на практико-ориентированные исследования.

    Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 12.

  • Глава в книге

    Minaeva E., Zakharova U., Zhuchkova S.

    MOOCS as a Tool for International Student Recruitment: A Cross-Country Analysis

    In bk.: Digital Education: Shaping Sustainable Lifelong Learning for All in the Era of AI. 9th European MOOCs Stakeholders Summit, EMOOCs 2025, Paris, France, June 30 – July 2, 2025, Proceedings. Springer, 2026. P. 130-143.

  • Препринт

    Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.

    Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression

    Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.

Все публикации