
Проводим
Эмпирические исследования в сфере российского и зарубежного высшего образования

Исследуем
Учебный и внеучебный опыт студентов и аспирантов в современном университете и за его пределами

Оцениваем
Эффективность образовательных практик, технологий, форматов обучения

Создаем
Инструменты измерения образовательного опыта и поведения студентов, аспирантов и выпускников онлайн-курсов

Развиваем
Методологию онлайн-исследований в сфере образования
Тематическая карта наших исследований
-
СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ
Оценка факторов, определяющих вовлеченность студентов в учебный процесс и внеучебную деятельность, анализ моделей образовательного поведения и образовательных траекторий, исследование психологического благополучия студентов и гендерных стереотипов.
-
ТРАНСФОРМАЦИЯ АСПИРАНТУРЫ И ОПЫТ АСПИРАНТОВ
Комплексная диагностика факторов результативности подготовки аспирантов, аудит моделей и практик повышения качества аспирантуры, анализ реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров.
-
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС
Исследование опыта российских университетов по трансформации своих кампусов с целью повышения студенческой вовлеченности и эффективной интеграции студентов в образовательную среду.
-
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Экспертиза качества высшего образования в российских университетах в условиях пандемии COVID-19, оценка эффективности внедрения новых инструментов управления качеством образования.
-
РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН И ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследование эффективности онлайн и смешанного обучения, инвентаризация образовательных цифровых инструментов, диагностика уровня цифровых компетенций выпускников.
Направление экспертизы и консалтинга в сфере образования
-
Анализ качества обучения
- Оценка эффективности онлайн-курсов и образовательных программ
- Изучение потребностей и предпочтений обучающихся
-
Исследование аспирантуры и подготовки научно-педагогических кадров
- Оценка результативности программ аспирантуры
- Анализ моделей и практик подготовки аспирантов
- Изучение эффективности работы аспирантов и молодых ученых
-
Консалтинг для образовательных организаций
- Разработка рекомендаций по совершенствованию программ аспирантуры
- Консультирование по вопросам поддержки аспирантов и молодых ученых
- Рекомендации по развитию студенческой науки и вовлечению в исследования
Наши исследовательские проекты
Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности
Исследование направлено на изучение образовательного поведения студентов в российских университетах в рамках проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Оно проводится на протяжении 4 лет и имеет целью формирование обоснованных решений для улучшения успеваемости студентов. Исследование охватывает несколько университетов, позволяя сравнивать результаты, и способствует научному пониманию образовательного поведения студентов в российских вузах.
Контактное лицо: Ксения Вилкова
Зеркальная лаборатория «Психологическое благополучие студентов в российских вузах» с ТГУ
Изучаем, как учеба в вузе влияет на психологическое благополучие студентов. Анализируем связи между ощущением психологического комфорта студентов, их успеваемостью и участием во внеучебной жизни. Рассматриваем, как поддерживающие программы вузов помогают студентам чувствовать себя лучше. Цель — понять, как улучшить психологическое самочувствие студентов в период учебы.
Контактное лицо: Екатерина Столбова
Трансформация аспирантуры и опыт аспирантов
Исследуем факторы, влияющие на успех аспирантов на разных уровнях, включая системный, организационный и индивидуальный. Анализируем качество научного руководства, практики поддержки, процедуры отбора поступающих и другие организационные модели аспирантуры с помощью опросов и интервью. Мы разрабатываем рекомендации для программ аспирантуры и консультируем по вопросам поддержки аспирантов и молодых ученых, а также консультируем насчет развития студенческой науки и вовлечения студентов в исследования.
Контактное лицо: Светлана Жучкова
Прикладные проекты
Команда
Директор
Заместитель директора центра, научный сотрудник
Старший научный сотрудник
Cтарший научный сотрудник
Научный сотрудник
Научный сотрудник
Младший научный сотрудник
Младший научный сотрудник
Младший научный сотрудник
Отдел сопровождения научно-просветительских проектов: Начальник отдела
Младший научный сотрудник
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Центр социологии высшего образования: Стажер-исследователь
Публикации
-
Книга
Работающая молодежь Дальнего Востока: актуальный портрет и жизненные траектории. Современная аналитика образования № 6 (89)
Данный доклад вносит вклад в доказательное обсуждение мер поддержки работающей молодежи для устойчивого развития Дальнего Востока. Его эмпирической основой выступили статистические данные о ключевых социально-демографических характеристиках работающей молодежи в дальневосточных регионах, а также данные масштабного социологического опроса работающей молодежи Дальнего Востока, проведенного в 2025 г. командой исследователей из НИУ ВШЭ и ТОГУ. Основная цель исследования состояла в определении проблемных зон для закрепления и привлечения молодежи к работе на Дальнем Востоке, а также факторов, которые могут способствовать улучшению условий для профессиональной реализации молодежи в макрорегионе. Исследование охватывало такие сферы жизни работающей молодежи, как удовлетворенность текущей занятостью, ретроспективный анализ и оценка удовлетворенности полученным образованием, отношение к семейной жизни и планы по рождению детей. Это подтверждает особую значимость выработки адресных мер поддержки для молодежи из ключевых групп риска — представителей нижних страт по доходам и женщин (особенно с детьми). Важный вывод исследования связан с необходимостью улучшения материальной инфраструктуры дальневосточных городов и сел. Еще одной важной задачей является усиление связи между образованием и рынком труда в макрорегионе. Издание предназначено для исследователей и экспертов в области образования и региональной политики.
Т. 89. Вып. 6. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2025.
-
Статья
Восприятие практик и опыта получения аспирантами дополнительного финансирования
Недостаточное финансовое обеспечение аспирантов является важным препятствием к повышению количества защит в срок. Многие страны и университеты, стремясь повысить результативность своих аспирантских программ, используют практики дополнительного финансирования аспирантов, выделяющегося на конкурсной основе тем обучающимся, которые имеют наиболее высокие шансы защитить в срок качественные диссертационные работы. Однако на данный момент недостаточно эмпирических исследований, которые бы в полной мере оценивали эффективность и последствия такой финансовой поддержки для аспирантов. В данной статье на основе анализа данных онлайн-опроса российских аспирантов (N = 231) мы изучаем особенности опыта аспирантов, полученного в ходе подачи заявок на дополнительное финансирование и его (не)получения, мнения аспирантов о последствиях дополнительного финансирования, а также препятствия к получению такого финансирования. В результате анализа данных было обнаружено, что дополнительное финансирование играет большую роль для аспирантов младше 30 лет, проживающих в общежитии и обучающихся на математических и естественнонаучных направлениях подготовки. Большинство аспирантов низко оценивают способность дополнительного финансирования решить их финансовые проблемы и позволить отказаться от поиска дополнительного заработка. Однако аспирантами высоко оценивается роль победы в конкурсном отборе на получение финансирования в повышении интеграции аспиранта в академическое сообщество и их уверенности в способности защитить диссертацию в срок. По сравнению с грантами и денежными выплатами, трудоустройство аспирантов взаимосвязано с более высокой интеграцией в академическое сообщество, повышенной уверенностью в успешной защите диссертации, а также в более высоких оценках своего финансового благополучия и возможности сконцентрироваться на диссертации. Основными препятствиями к подаче и получению дополнительного финансирования являются недостаточный размер поддержки, низкая вероятность её получения, а также недостаточность своевременной информации о возможностях получения дополнительного финансирования. В заключении статьи обсуждаются перспективы дальнейших исследований и возможности для улучшения мер финансовой поддержки аспирантов, выявленные на основе результатов данной работы.
Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 12. С. 33-63.
-
Глава в книге
MOOCS as a Tool for International Student Recruitment: A Cross-Country Analysis
In bk.: Digital Education: Shaping Sustainable Lifelong Learning for All in the Era of AI. 9th European MOOCs Stakeholders Summit, EMOOCs 2025, Paris, France, June 30 – July 2, 2025, Proceedings. Springer, 2026. P. 130-143.
-
Препринт