Центр социологии высшего образования


Проводим

Эмпирические исследования в сфере российского и зарубежного высшего образования


Исследуем

Учебный и внеучебный опыт студентов и аспирантов в современном университете и за его пределами


Оцениваем

Эффективность образовательных практик, технологий, форматов обучения


Создаем

Инструменты измерения образовательного опыта и поведения студентов, аспирантов и выпускников онлайн-курсов


Развиваем

Методологию онлайн-исследований в сфере образования

Тематическая карта наших исследований

  • СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ

    Оценка факторов, определяющих вовлеченность студентов в учебный процесс и внеучебную деятельность, анализ моделей образовательного поведения и образовательных траекторий, исследование психологического благополучия студентов и гендерных стереотипов.

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ АСПИРАНТУРЫ И ОПЫТ АСПИРАНТОВ

    Комплексная диагностика факторов результативности подготовки аспирантов, аудит моделей и практик повышения качества аспирантуры, анализ реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров.

  • УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС

    Исследование опыта российских университетов по трансформации своих кампусов с целью повышения студенческой вовлеченности и эффективной интеграции студентов в образовательную среду.

  • КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Экспертиза качества высшего образования в российских университетах в условиях пандемии COVID-19, оценка эффективности внедрения новых инструментов управления качеством образования.

  • РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН И ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Исследование эффективности онлайн и смешанного обучения, инвентаризация образовательных цифровых инструментов, диагностика уровня цифровых компетенций выпускников.

Направление экспертизы и консалтинга в сфере образования

Наши исследовательские проекты

Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности

Исследование направлено на изучение образовательного поведения студентов в российских университетах в рамках проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Оно проводится на протяжении 4 лет и имеет целью формирование обоснованных решений для улучшения успеваемости студентов. Исследование охватывает несколько университетов, позволяя сравнивать результаты, и способствует научному пониманию образовательного поведения студентов в российских вузах.

Контактное лицо: Ксения Вилкова

Зеркальная лаборатория «Психологическое благополучие студентов в российских вузах» с ТГУ

Изучаем, как учеба в вузе влияет на психологическое благополучие студентов. Анализируем связи между ощущением психологического комфорта студентов, их успеваемостью и участием во внеучебной жизни. Рассматриваем, как поддерживающие программы вузов помогают студентам чувствовать себя лучше. Цель — понять, как улучшить психологическое самочувствие студентов в период учебы.

Контактное лицо: Елена Горбунова

Исследования магистратуры

Проводим комплексный анализ программ магистратуры и составляем социально-демографический портрет нынешних магистрантов. Исследуем мотивации при поступлении в магистратуру, и определяем компетенции, необходимые выпускникам на современном рынке труда. Управляем продуктовой компанией «Разработка и апробация внутривузовской модели анализа магистратуры»: составляем карты управленческих решений и доступных данных, позволяющие осуществить оптимальный выбор и апробировать его в рамках магистерской программы.

Контактное лицо: Анна Корчак


Роль гендерных стереотипов в выборе профессии у девушек на инженерно-технических направлениях

Изучаем связь между гендерными стереотипами и выбором направления подготовки инженерно-технического профиля девушками. Результаты исследования могут быть использованы для разработки политических мер и интервенций, необходимых в сфере политики устойчивого общественного развития. Грант РНФ № 22-28-00882.

Контактное лицо: Наталья Малошонок

Трансформация аспирантуры и опыт аспирантов

Исследуем факторы, влияющие на успех аспирантов на разных уровнях, включая системный, организационный и индивидуальный. Анализируем качество научного руководства, практики поддержки, процедуры отбора поступающих и другие организационные модели аспирантуры с помощью опросов и интервью. Мы разрабатываем рекомендации для программ аспирантуры и консультируем по вопросам поддержки аспирантов и молодых ученых, а также консультируем насчет развития студенческой науки и вовлечения студентов в исследования.

Контактное лицо: Светлана Жучкова

Прикладные проекты

Мониторинг достижения целей выпускников программ и курсов дополнительного IT-образования

Измерение качества образовательных продуктов в сфере технологий образования (EdTech). Для этого мы предлагаем инструмент оценки доли выпускников, которые достигли целей, поставленных в начале или в процессе обучения. Выполнены проекты для крупнейших участников рынка EdTech: Skillbox, Нетологии, Яндекс Практикума. Подробнее о методологии и результатах в публичных отчетах.

Контактное лицо: Елена Тарасова, Евгения Шмелева

Команда

Груздев Иван Андреевич

Директор

Научные интересы: социология образования, реляционная социология, высшее образование

Вилкова Ксения Александровна

Заместитель директора центра, научный сотрудник

Научные интересы: студенческий опыт, гендерные стереотипы, интервенции в образовании, цифровые технологии в образовании

Малошонок Наталья Геннадьевна

Старший научный сотрудник

Научные интересы: студенческая вовлеченность, студенческий опыт, факторы образовательных достижений, академическое мошенничество студентов, doctoral studies, методология онлайн-опросов

Терентьев Евгений Андреевич

Cтарший научный сотрудник

Научные интересы: аспирантура и подготовка научных кадров, методология онлайн-исследований, академическая профессия

Жучкова Светлана Васильевна

Научный сотрудник

Научные интересы: аспирантура и подготовка научных кадров, гендерные исследования, анализ данных

Шмелева Евгения Дмитриевна

Научный сотрудник

Научные интересы: академическое мошенничество студентов, EdTech, количественные методы анализа данных

Дремова Оксана Викторовна

Младший научный сотрудник

Научные интересы: социология образования, сравнительный анализ систем высшего образования, академическое мошенничество, ключевые компетенции 21 века

Щеглова Ирина Александровна

Младший научный сотрудник

Научные интересы: студенческий опыт, достижения студентов, университетский кампус, международное образование, сравнительные исследования

Смирнов Никита Максимович

Младший научный сотрудник

Научные интересы:исследования аспирантуры, содержание образования, социология науки, обработка естественного языка

Головина Ольга Сергеевна

Отдел сопровождения научно-просветительских проектов: Начальник отдела

Корчак Анна Эдуардовна

Стажер-исследователь

Научные интересы: магистерское образование / качество образования / онлайн-магистратуры

Тарасова Елена Артёмовна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология образования, неравенство в образовании, факторы образовательных достижений, количественный и качественный анализ данных в социальных науках, EdTech

Маюкова Екатерина Владимировна

Стажер-исследователь

Научные интересы: успешность победителей олимпиад, образовательные модели поведения, неравенство в образовании

Луликян Анна Айковна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология высшего образования, российская аспирантура, эмпирические исследования права, социология летального насилия

Павлюк Данила Михайлович

Стажер-исследователь

Научные интересы: эффективность приема в аспирантуру, российская аспирантура, взаимодействие внутри цифровых сообществ

Столбова Екатерина Олеговна

Стажер-исследователь

Научные интересы: формирование универсальных компетенций у студентов, дружелюбная (инклюзивная) образовательная среда в высшей школе

Кокорева Софья Олеговна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социальная история, мемориальная культура, социология образования

Раков Николай Владимирович

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология науки и образования, социологическая теория, интерпретативная социология, инструментализация феноменологии, качественная методология

Иванов Лев Петрович

Стажер-исследователь

Бабаева Дженнет

Стажер-исследователь

Научные интересы: финансовая поддержка аспирантов, мотивированность аспирантов, research impact, высшее образование, качественные методы исследования

Публикации

  • Книга

    Хавенсон Т. Е., Корчак А. Э.

    Особенности функционирования цифровых кампусов и онлайн-программ магистратуры: анализ российского и зарубежного опыта

    Материал представляет собой анализ особенностей функционирования российских и зарубежных онлайн-программ магистратуры, а также работы реализующих их подразделений вузов (цифровых кампусов). В первой части предпринимается попытка понять, как устроены цифровые кампусы университетов Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Австралии. Выявляются организационные и структурные особенности их работы, а также академические, сервисные и прочие практики. Результаты свидетельствуют о том, что цифровые кампусы существенно отличаются по размеру в зависимости от региона. Так, подразделения вузов в Европе и Южной Америке вдвое меньше, чем в Северной Америке. Кампусы могут находиться в центральном подчинении университета, а могут быть подчинены отдельным структурным подразделениям. В большинстве проанализированных цифровых кампусов магистерских онлайн-программ больше, чем бакалаврских. Во второй части материала фокус переносится на анализ особенностей программ онлайн-магистратуры в российских и зарубежных вузах. В выборку вошли все найденные российские программы и 30 программ учебных заведений Европы, США и Азии. Выявлены наиболее популярные направления подготовки, специфика реализации программ и их основные отличия от программ-аналогов в офлайнформате. Результаты показали, что наиболее популярным направлением и в России, и за рубежом является «Экономика и управление». Работа зарубежных онлайн-программ выстроена более гибко, чем российских. В первую очередь это касается сроков обучения и интенсивности образовательной нагрузки. На зарубежных программах предъявляются более жесткие требования к предыдущему образованию абитуриентов. Большинство студентов за рубежом обучаются на коммерческой основе. Стоимость обучения в онлайн-формате при этом равна стоимости обучения офлайн. В России онлайн-программы часто дешевле, чем их офлайн-аналоги. Предлагаемый материал адресован исследователям в сфере цифровизации образования и онлайн-формата в высшем образовании. Он может использоваться при проектировании магистерских онлайнпрограмм и цифровых кампусов, а также служить основанием для принятия решений в сфере образовательной политики.

    М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024.

  • «Социальный лифт»: исследование программы позитивной дискриминации

     В работе исследуется успеваемость студентов программы «Социальный лифт», реализуемой в логике принципа позитивной дискриминации и предназначенной для помощи в поступлении тем студентам, которые по различным социальным причинам имеют более низкие шансы поступления при высокой конкуренции. Объективный приём в российские вузы и высокая селективность НИУ ВШЭ, о котором идёт речь в данной работе, не позволяют с уверенностью переносить выводы зарубежных исследований на российский опыт. Ранее программа исследована не была. Предполагалось, что студенты программы продемонстрируют успеваемость выше, чем их сверстники, поступившие по общим основаниям, – это предположение следует из качественного исследования коллег, установивших, что студенты данной программы имеют прогрессивный нарратив преодоления неравенства. В исследовании используется регрессия с фиктивными переменными на административных данных об успеваемости студентов (источник – АСАВ ВШЭ) и опросных данных о социально-экономическом статусе студентов (Опрос абитуриентов НИУ ВШЭ). По результатам анализа можно заключить, что при прочих равных студенты программы «Социальный лифт» демонстрируют успеваемость ниже, чем студенты, поступившие на бюджетные места на общих основаниях, хотя и демонстрируют в среднем успеваемость на уровне оценок «хорошо», а значит имеют все шансы получить высокую отдачу от высшего образования и преодолеть неравенство. Требуются дополнительные исследования по теме для отделения вторичных эффектов неравенства, а также оценки фактической социальной мобильности студентов, обучающихся на программе. Полученные результаты могут быть полезны при проектировании образовательной политики в части расширения доступа к высшему образованию.

    Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 10. С. 83-103.

  • Глава в книге

    Гаете С. М., Горбунова Е. В., Крылова И. и др.

    Психологические службы как агенты поддержания психологического благополучия студентов: анализ сайтов вузов

    Исследования показывают, что студенты университетов ― уязвимая группа с точки зрения психологического благополучия, в том числе из-за стресса, с которым они сталкиваются в связи с адаптацией к новой обстановке, в частности, после пандемии COVID-19. Одним из барьеров для получения психологической поддержки может быть низкая информированность о психологических службах. Инструментом повышения информированности могут выступать сайты таких служб. С целью оценки представленности психологических служб на сайтах российских вузов были изучены данные по 528 российским вузам в период с сентября по октябрь 2022 г. Информация собиралась по перечню индикаторов о наличии сайта психологической службы, о ее сотрудниках, об услугах консультирования и др. Для анализа использовались методы дескриптивной статистики.  Анализ показал, что cайт психологической службы имеют чуть менее половины вузов (44%). Эта доля выше среди вузов, получающих гранты программы «Приоритет 2030». При этом информация о деятельности службы представлена на сайтах вуза недостаточно полно. Добавление подробной информации может помочь студентам яснее понимать деятельность службы и более охотно обращаться за психологической помощью.

    В кн.: Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024. С. 151-175.

  • Препринт

    Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.

    Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression

    Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.

Все публикации