• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Диплом им просто не нужен? Или почему студенты-олимпиадники уходят из вуза.

Примерно четверть студентов, которые поступили через школьные олимпиады на IT-специальности, не доходят до третьего курса. Ученые изучили причины отчисления таких студентов на примере двух направлений подготовки в одном из ведущих российских университетов. Результаты исследования опубликовали «Вопросы образования».

Диплом им просто не нужен? Или почему студенты-олимпиадники уходят из вуза.

© AI

Олимпиадники занимают почти половину бюджетных мест в престижных вузах. Но их блестящие школьные успехи не всегда помогают в университете. Для победы в интеллектуальных соревнованиях они, как правило, отдают все силы одному-двум предметам, иногда в ущерб остальным. Такая стратегия хорошо работает для побед, но в университете может привести к проблемам — здесь нужно хорошо учиться сразу по многим предметам.

Знания олимпиадников иногда опережают программу первого курса. Им приходится снова разбирать темы, которые они давно выучили во время подготовки к соревнованиям. Они начинают все чаще пропускать пары. Такая «вольница» оборачивается «хвостами» по предметам, и многие уходят из университета уже в течение первого года.

Многие студенты IT-направлений начинают работать уже на первых курсах, и это часто мешает продолжать учебу. Компании охотно берут талантливых ребят, особенно если у них за плечами победы в интеллектуальных состязаниях. К третьему курсу у многих уже есть стабильный заработок, и диплом начинает казаться лишним. Это становится одной из основных причин, почему они уходят из университета.

Эксперты предлагают три способа помочь талантливым ребятам лучше освоиться в университете. Еще в школе нужно честно рассказывать им об учебе в вузе — это поможет избежать разочарований. Важно создать условия для бесшовного совмещения учебы с работой, чтобы студенты могли строить карьеру. А гибкая программа первого курса позволит каждому двигаться в учебе в своем темпе.

Например, в ВШЭ на некоторых факультетах действует система потоков, где студенты выбирают уровень сложности обучения. Это позволяет им адаптировать нагрузку под свои возможности, сохранить интерес к учебе и избежать выгорания.

Авторы статьи: Елена Горбунова, Екатерина Маюкова, Елена Овакимян, Данила Павлюк

Читать статью