Онлайн-ресурсы помогут подготовиться к ЕГЭ
В рамках исследования «Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников» НИУ ВШЭ представил карту российского онлайн-образования – «путеводитель» по онлайн-сервисам с характеристиками каждого из выделенных типов.
Классификация сформирована на основе индекса образовательных стартапов EdIndex (собранный Edutainme онлайн-каталог с более чем сотней подобных российских инициатив) и учитывает специфику российского рынка электронных ресурсов. Основной принцип разделения − преобладание той или иной функции.
Типология онлайн-ресурсов для самообразования
Ресурсы, ориентированные на получение и анализ информации:
- агрегаторы − это ресурсы, содействующие поиску по базам лекций, видеозаписей: зарубежные SkilledUp, EMMA, Degreed, российские Медиатека образовательных ресурсов, Eclass, Edumarket, Мой универ;
- контентные сайты, приложения − отдельные ресурсы, дающие материал по определенному предмету/теме (например, учебники в формате PDF и пр.). Интерактивные и социальные функции здесь не предусмотрены. Это Wikipedia, а среди российских ресурсов − Право для школьников, Глазарий языка;
- видеолекции, напротив, могут сопровождаться заданиями; зарубежный кейс − MIT OpenCourseware, российские кейсы − Лекторий МФТИ, Arzamas, Postnauka, Get a Class, Знайка.ру;
- онлайн-курсы (massive open online courses – MOOC) представляют собой платформы с полноценными онлайн-программами от вузов и компаний, которые предлагают возможности для обучения, оценки, получения сертификата. Изначально они были созданы для взрослых, но сегодня развиваются и курсы для школьников. Это всем известные Coursera, edX, Udacity, Iversity. Среди российских примеров − «Открытое образование», Универсариум, Лекториум, InterUrok, Coursmos, Интуит, Фоксфорд.
Ресурсы, ориентированные на коммуникацию и совместную работу:
- социальные платформы для обучения имеют функции соцсетей, позволяющих совместно работать над проектами и общаться на учебные темы. За рубежом это Lore, Busuu, Open Study, DIY, в России − ГлобалЛаб, I2istudy, Naplotu, Learnee;
- вопросно-ответные сервисы позволяют найти ответы на конкретные вопросы. Зарубежные кейсы − Quora, Stack Exchange, отечественные − TheQuestion, Школьные знания;
- платформы для тьюторинга помогают найти репетитора и пройти урок прямо в сети (браузерный сервис или по Skype). Зарубежный пример − Lingvist, российские − Preply, Skyeng, Teachbase, Tutorion, Дистанционный репетитор.
Ресурсы, которые подразумевают максимальную интерактивность и творчество:
- интерактивные учебники и тренажеры представлены ресурсами Knewton, TenMarks; в России действуют Uchi.ru, BitClass, Якласс;
- видеоигры и симуляторы, работающие в РФ, − InBrain, InCell, N-O-C-H, Лабукап.
Cервисы для обучения разным предметам, подготовки к экзаменам или развития некогнитивных навыков:
- предметные сервисы дают материалы по школьным дисциплинам. Эта номинация представлена в России сервисами 01Math, ClearMath, Мат-решка, Русский язык. Образование по-новому, Твоя история, Право для школьников. Российские примеры ресурсов по иностранным языкам − LinguaLeo, Easy Ten, сервисов по развитию некогнитивных навыков (внимания, логики, лидерских качеств) − BoostBrain, Brainify.
- ресурсы для подготовки к экзаменам − онлайн-курсы, сервисы и приложения для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Среди российских кейсов это Examer, Maximum, Quentin, Sibege, Smart Fox, YouClever.
Исследование было проведено Институтом образования НИУ ВШЭ и Edutainme в 2015 году. В картировании российского рынка электронных образовательных сервисов для подростков участвовали Сергей Косарецкий, издатель Edutainme − интернет-журнала и исследовательской лаборатории, изучающей новые технологии в образовании, Владимир Синельников, главный редактор Наталья Чеботарь и редактор этого ресурса Александра Милякина.
При составлении «карты» онлайн-курсов были опрошены сотрудники восьми известных российских образовательных онлайн-проектов, включая Лекториум, NewTutor «Дистанционный репетитор», Novisse, 01Math, Sibege, Maximum Education.
У репетиторских сервисов немало альтернатив
Около 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет используют интернет для учебы, свидетельствуют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2013 год. Это немного уступает доле школьников, использующих сеть для развлечений (89%).
Тем не менее, поиск ресурсов, связанных со школьной программой, и материалов для саморазвития, стал одним из ведущих типов активности молодежи в интернете. При этом и сама специфика онлайн-ресурсов обусловливает их высокую доступность для школьников в регионах и детей из малообеспеченных семей (прежде всего в бесплатном сегменте). Так, доля региональных пользователей, по данным опрошенных экспертов, может доходить до 60%.
В то же время, уровень информированности потребителей о качестве предложений на рынке онлайн-образования и практике их применения оставляет желать лучшего. Площадки для знакомства и обратной связи, по сути, отсутствуют. А «ЕГЭ-ориентированное образование» определяет и отношение родителей к таким ресурсам. «Предпочтение отдается репетиторским сервисам, дети недостаточно информируются о возможностях других сервисов и недостаточно мотивируются к их использованию», − подчеркнули авторы исследования.
Российский рынок онлайн-образования для школьников представляет солидный спектр предложений и динамично развивается, но пока несравним с мировым по масштабу и качеству. Его отличают ориентация на внутренний рынок и преобладание коммерческих предложений над некоммерческими, считают эксперты.
Ведущие форматы − платные онлайн-курсы и платформы для тьюторства. Наиболее популярны проекты для подготовки к экзаменам, изучения английского языка, математики и программирования. И, напротив, слабо представлены сервисы для обучения гуманитарным дисциплинам, формирования некогнитивных навыков, форматы, реализующие принципы персонализации (адаптивности) и геймификации.
В идеале нужно создать «эталонную открытую электронную школу со свободным контентом как для школьников, так и для учителей», заключили эксперты.
См. также:
Измерение интереса в онлайн-обучении поможет совершенствовать контент
Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации
Онлайн-обучение заставляет студентов думать
Интернет-пользователи воспринимают высшее образование как товар