Школьное краеведение в Забайкальском крае
«Городок не ахти, но жить можно», — так отзывался Антон Павлович Чехов о Нерчинске, когда в нем остановился на один день 19 июня 1890 года по пути на Сахалин. Магистранты Института образования, а также студенты бакалавриата, обучающиеся на разных программах НИУ ВШЭ, но все занимающиеся на майноре «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» провели в экспедиции в Нерчинском районе две недели. Они в рамках программы «Открываем Россию заново» открывали для себя те места, где забайкальские казаки основывали свои поселения еще в XVII веке, где был подписан Нерчинский договор и где находились в ссылке декабристы. По итогам экспедиции студенты составили своё собственное мнение, более детальное и наполненное разнообразными смыслами, в отличии от взгляда на город великого русского писателя.
Цель экспедиции – изучение практик школьного краеведения, реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся в городских и сельских школах и учреждениях дополнительного образования детей, а также организациях культуры Нерчинского района.
Руководитель экспедиции – главный редактор журнала «Исследователь/Researcher», доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Алексей Сергеевич Обухов, заместитель руководителя – аспирант, стажёр-исследователь того же Центра Инобра – Константин Михайлович Анчиков. Экспедиция была задумана и осуществлена совместно с профессором РГГУ, зав. отделом фольклора ИМЛИ РАН, заместителем академика-секретаря отделения историко-филологических наук Президиума РАН В. Л. Кляуса. Он руководил экспедиционной группой студентов Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ.
Экспедиция получила поддержку и.о. министра Министерства образования и науки Забайкальского края, д.п.н., профессора Т.К. Клименко. Реализация программы экспедиции состоялась при содействии и поддержки со стороны заместителя главы Нерчинского района по социальным вопросам Н.Г. Зориной и начальника управления образования Нерчинского района Н.В. Ораевой. Участники экспедиции выражают им огромную благодарность за гостеприимство, всестороннюю помощь и поддержку.
В фокусе внимания экспедиции студентов НИУ ВШЭ находились, помимо тематики школьного краеведения, исследовательской и проектной деятельности учащихся, изучение особенностей взаимодействия школ и локального сообщества, анализ практик реализации дополнительного образования детей, выявление профориентационных траекторий выпускников школ после 9 и 11 классов. Также студенты проводили ряд исследований, связанных с различными индивидуальными фокусировками: практики по работе с одаренными школьниками, состояние библиотечного дела в районе, содержание деятельности школьных музеев, потенциал музейной педагогики в пространстве Нерчинского краеведческого музея. В процессе полевой работы появлялись и новые задачи: изучение культуры детства в Нерчинске (с фокусом на территориальную самостоятельность детей и подростков в пространстве города); особенности этнорепрезентаций народов, проживающий в Нерчинском районе, представленных на фестивале «Национальная мозаика».
За две недели команде удалось провести исследования в двенадцати школах (две из них в черте города Нерчинская, остальные в поселках и селах района – Приисковый, Нагорный, Заречный, Правые Кумаки, Калинино, Зульзикан, Зульзя, Знаменка, Илим, Нижние Ключи), Центре детского творчества, Детской школе искусств, Спортивной школе, детском лагере «Солнечный», Нерчинском краеведческом музее, Нерчинской районной библиотеке, Нерчинском аграрном колледже. Также в большинстве сел получилось пообщаться с работниками сельских домов культур и библиотек.
Сбор информации осуществлялся через интервью, фокус-группы, фото и видеосъемку. В ходе экспедиции студенты обучались тому, как вести диалог и формулировать вопросы, чтобы продуктивно взаимодействовать с респондентами. Стандартное интервью состоит из нескольких блоков: особенности контингента учащихся, профориентация и траектории выпускников школ, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, практики школьного краеведения, взаимодействие школы с локальным сообществом и внешними партнерами. В основном общение проходило с администрацией и педагогами школы, так как учебный год у школьников завершился. Тем не менее, студентам удавалось «выловить» детей в пришкольных летних лагерях или на улицах и пообщаться с ними. Ближе к концу экспедиции в районе открылся ежегодный краевой туристический слет школьников «Нерчинские тропы». Участникам экспедиции получилось побывать на двух днях этого слета, поучаствовать в его насыщенной программе: исторической реконструкции освоения Ермаком Сибири, демонстрации «визиток» 14-ю командами-участниками слета, сплавится на плотах, пообщаться с участниками на их биваках. Часть посещаемых сел находилось довольно далеко от города и туда часть экспедиционной группы выезжала с ночевками в спортзалах школ, где они также познакомилась с сельскими детьми и подростками на импровизированных пикниках и представлениях. Можно сказать, что летние каникулы не стали помехой для исследования.
Забайкаловедение – обязательный предмет для изучения в начальных классах, также в некоторых школах литературу, историю и географию родного края проходят дополнительно в 5–6 классах. Методики преподавания предмета практически не различаются среди школ. Однако, если обращаться к исследовательской и проектной деятельности в рамках краеведения, результаты разительно отличаются между школами. Ключевым фактором развития краеведческой деятельности – заинтересованность учителя. В условиях ограниченного финансирования преподаватели по личной инициативе собирают экспедиции, формируют школьные музеи и краеведческие кружки. Показательным примером стал исследовательский кружок «Пилигрим», организованней директором и по совместительству учителем географии СОШ посёлка Нагорный, к.п.н. Александром Викторовичем Филиновым. На протяжении тридцати лет А.В. Филинов проводил естественно-научные исследования в Нерчинском районе с учащимися 5–11 классов. При поддержке родителей ему удается организовывать экспедиции и на более дальние дистанции, например, в Монголию. Исследовательские работы учащихся регулярно побеждают в региональных конкурсах. Или уникальный школьный музей в селе Правые Кумаки, созданный почти 30 лет назад учителем Надеждой Борисовной Бянкиной, коллекция которого постоянно пополняется, в том числе благородная ученическим исследованиям и проектам по истории и культуре села. Студенты наблюдали и обратную ситуацию, когда школьные кружки или музеи приходили в упадок, когда уходили преподаватели, которые их создавали. Замотивированный, осведомленный учитель – двигатель образовательных процессов, но, если деятельность выстраивается только благодаря его участию, существуют риски, что всё сломается после ухода специалиста.
В ходе наблюдения возник вопрос осведомленности специалистов. В половине школ работают центры «Точки роста», федеральный проект, который обеспечивает школы оборудованием и инструкциями по их применению, однако новые возможности приводят к новой проблеме – недостаток педагогов с нужными для реализации программ компетенциями. Схожие трудности возникают при реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся: что изучать, как ставить задачи и определять алгоритм действий, какие навыки должен сформировать учащиеся в процессе исследования или проекта – на данный момент многим педагогом не хватает методических материалов, чтобы правильно организовать такую форму обучения. Для повышения уровня осведомленности команда привезла методические материалы и издания журнала «Исследователь/Researcher», предоставила большое число информационных ресурсов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников. Возможно, это станет первым шагом к сотрудничеству и совместной работе по развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся со школами Нерчинского района Забайкальского края.
Несмотря на указанные проблемы, стоит отметить самобытность, дружелюбность и «семейную» атмосферу сельских школ, которые удалось посетить в ходе экспедиции. Одна из позитивных практик, часто реализуемая в сельских школах – совместная работа на пришкольном участке, например, выращивание овощей. Необычным опытом стало посещение первой казачьей школы Забайкалья в селе Знаменка. В школе существует кадетский корпус, музей казачества, ежегодно проводятся казацкие ярмарки, кадетский бал, посещается храм, восстанавливающийся силами жителей села.
Краеведческие практики реализуются не так эффективно, как могли бы, но они есть – в своем темпе и с теми ресурсами, которыми школы располагают. Так, обязательным образовательным мероприятием для всех школ Нерчинского района является посещение краеведческого музея в Бутинском дворце. На базе музея проходят тематические экскурсии, уроки Забайкаловедения, школьные научные конференции. Официально экспедиция началась с посещения Нерчинского краеведческого музея в Бутинском дворце и знакомства с историей Нерчинска. Там же, на круглом столе участников двух экспедиционных группа (НИУ ВШЭ и РГГУ) с работниками культуры и образования района она и завершилась. В процессе знакомства с сотрудниками краеведческого музея родилась идея по созданию методических материалов для реализации исследовательских задач школьниками, отталкиваясь от экспонатов экспедиции музея. Студенты представили примеры возможных исследовательских и поисковых заданий по музейной педагогике на круглом столе. Далее планируется детальная проработка материала и создание банка исследовательских задач для Нерчинского краеведческого музея.
Собранный материал ляжет в основу курсовых работ участников экспедиции, по нему будут написаны научные статьи, готовится выставка фотографий и планируются монтаж фильма об экспедиции. Благодаря поддержке проекта НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» студенты смогли открыть для себя еще один самобытный край и внести свой вклад в исследование регионального образования.
Стажер-исследователь Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт